]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Музыка
Главная → Музыка → Авансцена
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
    • Авансцена
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Анонсы
    • Концерты
    • МузОбзор
    • Интервью
    • Клипы
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Паяцы» преодолели «младенческую» болезнь оперы (рецензия Сергея Соседова)

00:13 4.07.2016
, Сергей Соседов
Фрагмент афиши. Предоставлено организаторами
Фрагмент афиши. Предоставлено организаторами

Московский музыкальный театр «ГЕЛИКОН-ОПЕРА» под руководством Дмитрия Бертмана завершил свой очередной сезон премьерой

Ею стала опера Руджеро Леонкавалло «Паяцы» в постановке молодого, но уже известного оперного режиссера Дмитрия Белянушкина.

Как известно, классическая опера как искусство давно переживает кризис: старые, «вечные» темы сюжетов приелись и неактуальны, а маниакальное стремление певцов к вокальной безупречности и внешней лакированности отодвигает на десятый план актерскую достоверность образа, разрушая таким образом единство оперы как музыкально-драматического искусства. То есть вокально-музыкальная составляющая есть, а вот именно драматического начала недостает (какая уж там игра, если главное – петуха не дать!) Это извечная, младенческая «болезнь» оперы, связанная в первую очередь с тем, что все великие итальянские шедевры в этом жанре были написаны задолго до создания Станиславским своей знаменитой системы, в корне изменившей не только лицо, но и сами основы, эстетику театра, положившей начало театру как великому, самостоятельному искусству. Кстати, во многом именно из желания преодолеть эту врожденную условность оперы и возникают то там, то сям по всему миру эти бесконечные попытки ее осовременивания, «нового прочтения» и т.д. И надо признать, чаще всего эти усилия бывают тщетными или чересчур рьяными и справедливо возмущают консервативно настроенную публику.

Новая постановка оперы Леонкавалло «Паяцы» в «Геликон-опере – явное исключение из этого правила. Режиссеру удалось превратить рафинированных оперных певцов в поющих оперных актеров, а это огромная, с потом и кровью, работа. Как результат – опера на сцене смотрится живо, драматично, увлекательно. Актеры не боятся выглядеть нелепо, некрасиво, эксцентрично, если того требует драматургия спектакля. Безусловно, здесь на режиссера и актеров работает сам сюжет оперы – это тема переплетения театра и жизни, синтез актерских и человеческих страстей, то есть, как поется в умной песне, если «жизнь – большая сцена, сцена – маленькая жизнь». Перед нами проходит и сценическое, и закулисное бытие провинциальных актеров с их любовными страстями и интригами, и подчас неясно, где кончается игра и начинается реальная жизнь. По форме «Паяцы» – это «спектакль в спектакле».

…Артистка небольшого театра на колесах Недда, жена хозяина труппы Канио, влюбляется на гастролях в Сильвио – актера местного театра. Канио страшно ревнует. Масла в огонь подливает отвергнутый ухажер Недды – нескладный паяц Тонио, который руками Канио решает отомстить Недде. Во время вечернего представления итальянской комедии масок Недда в роли Коломбины признается в любви к Арлекину (Беппо), а Канио, играя одного из паяцев, принимает эти слова как измену собственной жены. Внезапно выйдя из роли, он в порыве ярости убивает Недду, а затем и ее настоящего любовника Сильвио, который в потрясении выбегает к сцене из зрительного зала. «Комедия окончена!» – победно восклицает Тонио. Такова фабула всем известной оперы.

Нет ни одного крупного или даже среднего оперного театра в мире, который более чем за 120 лет со дня создания «Паяцев» не включил бы в свой репертуар эту популярную и в высшем смысле мелодичную и услаждающую слух оперу! И, конечно, в XXI веке нельзя уже ставить так, как в девятнадцатом и даже в двадцатом. Никто не спорит, во всем должна быть мера и вкус, и то, что впечатлит одних, не понравится другим. Но, надо признать, Дмитрию Белянушкину удалось без видимых художественных потерь пройти по тонкой грани академизма и современности.

Так, важной находкой стало решение перенести действие оперы из глухой итальянской деревушки в репетиционный класс современного городского театра, подчеркивая тем самым, что тема спектакля вне времени и пространства и актуальна для любого актерского сообщества. Исполнительницы партии Недды (в разных составах – Ольга Толкмит и Анна Пегова) во время пения периодически вращают хула-хуп, и это выглядит очень забавно и вместе с тем зрелищно. В другом эпизоде певицы поют лежа на сцене, при этом их вокальное мастерство страдает мало (или для кого-то пусть даже много!), но постановочно это выглядит весьма эффектно и выигрышно. А идеальное пение (с точки зрения всех канонов бельканто) можно послушать и на пластинке.

Кстати, очень талантлива и прекрасно сбалансирована в плане вокала и актерского мастерства игра исполнителей роли Канио – Виталия Серебрякова и Вадима Заплечного. Образ самовлюбленного ревнивца оба они рисуют вдохновенно, выпукло, хотя и по-разному, но с видимым удовольствием и самоотдачей. У Серебрякова Канио чуть надломленный, надрывный, ранимый, у Заплечного – более романтичный, звенящий, воздушный. Очень убедителен и Алексей Дедов в образе Тонио. Актерски довольно сложная роль (Тонио смешон, но при этом страшен и уродлив), однако актер смело бросается в омут раздирающих душу героя противоречивых чувств – он то назидает, то кривляется, то мечет громы и молнии, то злорадствует.

Свою вокально-актерскую краску вносят и исполнители роли любовника Сильвио – Алексей Исаев и Константин Бржинский. Сильвио – открытый, наивный, где-то восторженный, но глуповатый, а потому несчастный герой. Еще более чудаковат и эксцентричен Беппо (Игорь Морозов и Василий Ефимов). Здесь уже, конечно, сплошная клоунада и цирк. Важно отметить, что у каждого актера в спектакле – свой рисунок роли, своя партитура и свой «градус». И это тоже заслуга режиссера. Канио никогда не спутаешь с Тонио, Сильвио – с Беппо, а Недда есть Недда.

Один из сильных ходов постановки – костюмное решение для актеров массовки, изображавших «театральную труппу»: толпу зевак, влюбленных, рабочих, крестьян, юродивых и пр. «Толпа» была выдержана в мягких серо-розовых тонах и очень эффектно оттеняла основных персонажей, став своего рода движущейся живой декорацией. Причем костюмы были – как бы это сказать? – вроде современные, а вроде и нет; скорее, они были старомодными, в духе советской моды 60-х – 70-х годов, и выглядело это безумно уместно, вкусно и стильно (ну, не воскрешать же итальянские костюмы конца XIX века!) Браво художнику-костюмеру Марии Чернышевой!

Что касается артистов хора (певших в массовке), то на одном спектакле была легкая неразбериха, суетность и «курятник», зато в другом все было четко, внятно и слаженно. Прекрасно звучал и оркестр театра под руководством Евгения Бражника. В целом очень чистое и нюансированное прочтение гениальной партитуры Леонкавалло, однако известный дирижер из Ханты-Мансийска Антон Яковлев в приватной беседе со мной заявил, что его опытное ухо иногда различало фальшь в игре туб и валторн. Ну, вероятно, это совсем уж «цеховые», сугубо профессиональные придирки. Как говорится, от ошибок никто не застрахован и нет предела совершенству.

И еще. Вероятно, некоторых эстетствующих (и излишне целомудренных) зрителей покоробит несколько неожиданная сцена насилия Недды паяцем Тонио из первого акта. Да, довольно откровенно, может быть, чуть вульгарновато, но совсем не криминально, а главное, не пОшло. Вспомним, ведь изначально же сказано, что «театр» в спектакле неразрывно связан с бытовой жизнью актеров – таких же людей, как мы! Так почему же мы должны уходить от «неудобных» тем и сцен и прятать головы, как страусы, в песок? Не забудем также, что постановщик спектакля – мужчина, и он имеет право на свою художественную интерпретацию той или иной мизансцены. К сожалению, многие критики, да и консервативная часть публики, еще находятся в плену застарелых представлений об опере как о стационарном, неразвивающемся и раз и навсегда «застывшем в окаменении» искусстве.

А с другой стороны – пусть говорят! Пусть говорят все и всё, что хотят. Ведь о чем-то пустом никто распыляться не будет. Значит, новый спектакль взволновал, и театр может гордиться своей работой.

P.S. Кстати, к опере «Паяцы» театр «Геликон-опера» обращается уже в третий раз. В 1992 году ее поставил Дмитрий Бертман, а в 1999-м – Константин Балакин.
 

Темы: Актеры и актрисы российского театра, Музыка в России, Музыка и шоу-бизнес, Персоны и события в мире классической музыки, Театр в России, Театральные премьеры в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 01.09.2016, 21:52
    Гость: Любитель

    Господину Соседову лучше писать про Пучачеву и Ко. Или посмотреть Сельскую честь и Паяцев из Зальцбурга, а потом уже рассуждать об опере как о виде искусства и об оперных звёздах, их жизни на сцене, уровне вокала, актерской игре и современной режиссуре. Чтобы понять как оно Здесь, нужно побывать Там. Вена, Мюнхен, Берлин, Милан и проч. Кауфманн, Папе, Гульд, Кампе, Хартерос, Дамрау, Фогт, Финке, Стоянова, Крастева, Хемпсон, Маэстри......В Новой опере Паяцев он видимо не смотрел тоже, а там как бы кино снимали, неплохой был спектакль, Ладюк молодой пел и Паяцы были как свои так и приглашенные певцы, вполне на уровне. Бертман копирайтер, но цена усилиям копейка без звезд, нет своих-приглашай. Приглашает же Новая опера Дунаева в Богему, есть Татаринцев, Мавлянов, есть средний эшелон в Европе, не бывает Паяцев без главного героя.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 05.07.2016, 14:47
    Гость: Alice

    Постановка могла быть и хуже, но петь там не может никто вообще.
    Даже их самый заслуженный Заплечный начал неплохо, но обе арии - вообще никуда не годились

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 04.07.2016, 13:44
    Гость: Кокто

    Театр великолепный и опера слушается тоже очень хорошо. Однако представит себе, что сюжет Паяцев может кого-то взволновать, извините -не могу. Да и поверить тоже не могу. Недаром же оперу ходят СЛУШАТЬ, а не СМОТРЕТЬ! И Станиславский тут совершенно не при чем. Драма в опере -в самих партиях, в звучании голоса , а никак не в условной драматической игре.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (4)
]]>
]]>
Выбор читателей
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«В результате бездумных постсоветских "реформ" Россия сейчас находится в гораздо худшем положении, чем СССР в годы первой пятилетки»
Выборы-2021 как символ политического тупика, в который зашла Россия
«Технологии дистанционно-электронной "коррекции" результатов голосования опробованы на практике - эффект ошеломителен»
Гена Инженерский «Из глубин Марианской впадины» (интернет-релиз)
Дым от якутских пожаров дошел до Урала, а мы все тушим Грецию да Турцию
«Гиена Европы» идет на войну с Россией?
Мираж «Снова вместе» (переиздание)
Мечта (Кузя УО) «Математика»
Вадим Степанцов и Bueno Caminante Big Band, 19 марта, Life Pub
«Проект закона о внешнем управлении: будут ли национализированы иностранные компании в России?»
Павел Кашин, 23 мая, «16 Тонн» (Арбат)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.