«Праздник общей беды»: Бутусов и «Мегаполис» на 25-летии августовского путча

Сакраментальный вопрос «а где вы были 19 августа 1991 года?» давно утратил свою значимость. Но, как ни странно, автор этих строк помнит тот смурной день в деталях. Ответ прост: жил у себя на Урале, готовился пойти в 10-й класс. Почти всю ночь на 19 августа у нас гостил старинный друг отца. Ранним утром мы его проводили, поспали несколько часов, а тут и радио сообщило о ГКЧП. Страдал весь день от сильного насморка, как Янаев. Ходил с мамой на «Призрака оперы». «Ругался, как татарин, [навернулся], как Гагарин», - впрочем, это уже немного из другой оперы. Читал книгу о славянских обрядах. Как-то так. Никакого ощущения героизма или трагизма не было. Эйфории по поводу «победы над путчистами» - тем более. Где-то глубоко внутри зрело смутное предчувствие, что в скором времени всё это покажется раем, по сравнению с тем, что нас ждет впереди.
Так что повод для фестиваля «Остров-91» оказался более чем сомнительным. Мероприятие, организованное порталом Colta.ru, включало лекции, мастер-классы, выступления поэтов и книжную ярмарку. Однако самой заманчивой, понятно, была музыкальная часть с хедлайнерами — группой «Мегаполис» и Вячеславом Бутусовым.
К счастью, музыкантам хватило такта не разглагольствовать о путче, всей правды о котором все равно никто никогда не узнает. Вместо этого были предложены ностальгические экскурсы по смутным 90-м. Так уж сложилось, что в 1991-м группа «Мегаполис» была в глубоком андеграунде. Сейчас она, кстати, осознанно туда же и вернулась, поэтому сыгранные на «Острове-91» шлягеры на нынешних концертах коллектива можно услышать нечасто. Многие из них звучали, к слову, не так бравурно, как тогда. Особенно это касалось песни на стихи Бродского «Там» (для которой в свое время приглашался в качестве «голоса эпохи» Лев Лещенко) и «Москвичек». Оно и понятно — страна давно не та, Москва давно не та... И кто рискнет с уверенностью утверждать, что стало лучше?
Олег Нестеров был не столь разговорчив, как на сольниках своего «Мегаполиса», но пару баек все-таки выдал. Гости фестиваля узнали, что клип на песню «Все не кончится старость» снимался на Останкинской башне незадолго до пожара, а потом съемки в тех локациях вообще запретили. А «40 ночей вальса» экранизировались на движущейся по центру Москвы платформе, а тысячи людей смотрели вслед, и каждый улыбался. Теперь такое представить сложно.
Эпитафия «Где цветы» протянул ниточки к современности. Нестеров, вспомнил, как долго он мучился в бесплодных попытках написать русский текст к этой песне Пита Сигера. И лишь когда узнал, что она создана под влиянием шолоховского «Тихого Дона», паззлы окончательно сошлись. «Любимые мои, нам нужен мир — по-другому не получится», - заклинал Нестеров зрителей «Острова-91».
Вячеслав Бутусов тоже представил сугубо ретроспективную программу, ограничившись пенридом «Наутилуса Помпилиуса». Таким образом, были охвачены не только 90-е, настроения которых удачно передавали «студенческие» песни «Все, кто нес», «Синоптики» и, в особенности «Праздник общей беды» (точнее о поводе фестиваля, пожалуй, и не скажешь). Комментируя их, Бутусов заметил, что всегда относился к Перестройке с профессиональной точки зрения дипломированного архитектора, ибо перестраивать всегда намного сложнее, нежели просто строить. А вообще самым правильным было перевести происходящее в сугубо культурную плоскость — и Бутусов это блестяще проделал, заявив, что ему очень приятно играть под стенами Трестовской галереи!
Комментарии читателей Оставить комментарий
уже в 80-х годах, на фоне разбазаривания госимущества и поголовного воровства в ЦК КПСС, ЦК республик и пониже, даже 10-класснику было понятно, что у этого Союза дни сочтены, но он продержался на авантюристе Горбачёве лишний пяток лет.
часто Вас посещают... поделитесь, ежели Вы не коммерсант.
СМИ ещё в 37 году, и самое главное от этого ровным счётом ничего не изменилось.
Самое страшное, когда видишь, что твою страну намерено или по глупости сдают на растерзание политиков придурков и алчной своры воров, когда предвидишь, что для большинства тех, кто с упоением трещит в камеру о некоей свободе и благоденствии после обретения иллюзорной независимости не будет ни свободы, ни благоденствия, а ждет их нищета, безработица или рабский труд за спасибо. "Болото" празднует. Это их день. А нам надо думать о празднике, который рано или поздно, но придет и на нашу улицу. Только "Болото" осушим.
Некоторые С ПОДАЧИ ЦРУ называют ПУТЧ 1991 "революцией" и "распадом" СССР. Позвольте ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО такое РЕВОЛЮЦИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И ДЕВОЛЮЦИЯ. Революция - ЭТО ПРОГРЕССИВНЫЙ СКАЧОК от одной ЭКОНОМИЧЕСКОЙ системы к другой. Пример БЫЛ ТОЛЬКО ОДИН В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ЭТО ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917! Эволюция - это ПОСТЕПЕННЫЙ ПРОГРЕССИВНЫЙ ПЕРЕХОД от одной ЭКОНОМИЧЕСКОЙ системы к другой. Обычно сопровождается ВОЙНАМИ. Пример, рабовладельческий строй перешёл в феодальный РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ с ФЕОДАЛОМ, владеющим ЗЕМЛЁЙ и КРЕСТЬЯНАМИ. Потом феодальный строй перерос в КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ, при котором КАПИАЛИСТ владеет ПРОИЗВОДСТВОМ И ДОБРОВОЛЬНЫМИ РАБАМИ-РАБОЧИМИ. Теперь капиталистический строй перерос в ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ, при котором БАНКИРЫ ВЛАДЕЮТ ВСЕМ и ВСЕМИ, А ВЛАСТЬ СРОСЛАСЬ С ОЛИГАРХИЕЙ. ДЕВОЛЮЦИЯ - это когда РЕГРЕСС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, т.е. экономическая система ПАДАЕТ ВНИЗ. ЭТО И ПРОИЗОШЛО В 1991. Таких примеров в истории человечества было очень много. НАПРИМЕР, ВСЕ КОЛОНИИ. Деволюция может осуществится изнутри ТОЛЬКО в одном случае - ТРОЯНСКИЕ КОНИ. В 40-х из Европы под видом "холакосты" в Израиль были перевезены МИЛЛИОНЫ людей. В 70-х из СССР и др. соц. стран были ПЕРЕБРОШЕНЫ ещё МИЛЛИОНЫ людей ОДНОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ. В 80-х детей ПЕРВОГО завоза стали ВНЕДРЯТЬ в СССР и сой. страны. Сейчас из Израиля ВНЕДРЯЮТСЯ дети 80-х. Для ЭТОЙ ЦЕЛИ Израиль и создавался и СПОНСИРОВАЛСЯ!