Русский рэп — зеркало современного протеста
Фото предоставлено организаторами фестиваля Urban Culture Festival
Сегодня мы приветствуем новые лица индустрии, у которых хлесткие тексты и души нараспашку. Хип-хоп — это голос улиц и если к нему прислушаться, можно узнать все проблемы нашего общества.
Русский рэп. Начало
Хип-хоп пришел в Россию из США. Движение зародилось в 70-80 годах среди подростков афроамериканских и латиноамериканских гетто. Рэперы привлекали внимание к тяжелой жизни кварталов: расовая дискриминация, криминальные разборки и равнодушие полиции. К отцам-основателям хип-хопа относят исполнителей, имена которых у всех на слуху: Тупак Шакур, Snoop Dogg, Dr. Dre, Puff Daddy, Jay-Z, 50 Cent и Ice-T.
В Россию рэп прорвался в 90-х годах, когда рухнул железный занавес. Центральной темой хип-хоп творчества стала свобода. И если в Советском Союзе секса не было, то в России 90-х он валил через край. О чем и вещала популярная скандальная группа «Мальчишник».
Мы завязали втроём, позабыв про все дела
Тут открывается дверь, и на пороге она.
Немного выпить, немного покурить
Ну и потом уже в спальню я повёл её любить.
Также всеобщее внимание привлекает раскрепощенное творчество рэпера Богдана Титомира.
Борьба за любовь в сырых простынях,
Ненависть ко всем до последнего вздоха.
Деньги — это время в инвалютных рублях
Не думай ни о чем, что может кончиться плохо.
Менее заметным в то время было творчество групп, которые говорили о простом человеке, задавленном системой. С такими текстами выступал коллектив Bad Balance:
Всем интересно, все рассказа ждут
О том, как люди за бугром живут.
Правительства путь — обыграть народ.
С новыми законами ложусь я в гроб.
Ближе к нулевым ситуация меняется. О себе громко заявляют «Каста», «Многоточие», Centr. Благодаря этим коллективам все больше людей узнают о рэпе как голосе улиц. Молодой солист группы «Каста» Влади, говорит в своем первом интервью, что хип-хоп — это музыка жизни. В русском рэпе закрепляется протестный мотив.
Магистральными темами хип-хопа нулевых становятся актуальные проблемы общества: криминал, наркотики, нищета. К политике рэперы проявляют мало интереса. Создается впечатление, что в этот период «простой человек» решает внутренние проблемы: пьянство, бесцельное существование и разбитое девяностыми настоящее. Рэп зеркалит попытки молодого поколения определиться в жизни после разрухи 90-х.
Рэперский протест. Наши дни
В 2011 году на сцену выходит молодой рэпер Дмитрий Кузнецов, выступающий под псевдонимом Хаски. Он громко выстреливает дебютным политическим треком «7 октября», приуроченным ко дню рождения президента России Владимира Путина.
У царя сегодня день рожденья!
Все дела свои бросайте, люди.
Выпьем рюмку за его терпенье,
Чтобы нас, скотов, не бросил на распутье!
Ты прости нас, убогих, царь-батюшка
Мы тебе обещаем копать еще,
Но когда такой повод, ну разве мы
Не можем праздновать…
Замысел песни отсылает к фильму «Царь» Павла Лунгина с кротким русским народом, который терпит жестокости яростного самодержца. С каждым годом Хаски становится все более популярным исполнителем. Он в красках рисует перед публикой нищету и боль бесцельного существования, что хорошо видно в треке «Панелька»:
Большинство людей, которых ты знаешь,
были зачаты в панельных домах.
Большинство людей, которых ты знаешь
умрут в панельных домах
на раскладных диванах.
Честные истории Хаски о «маленьком человеке» привлекают внимание Esquire — редакция называет рэпера одним из 12 апостолов нашего времени.
Социальную повестку подхватывает еще один молодой исполнитель. Адиль Жалелов родом из Павлодара, творческий псевдоним — Скриптонит. Его первый клип на композицию VBVVCTND («Выбор без вариантов — всё, что ты нам дал») выходит в 2013 году и рассказывает о жизни в трущобах.
Ещё один сумасшедший день
Посчитай всех этих голодных детей.
Нищета, вот откуда мы знаем слово «мечта».
Люди в разных городах, в них столько боли.
В интервью изданию sobaka.ru Адиль Жалелов говорит, что главной темой своего творчества делает «людей, прибитых жизнью». Он показывает изнанку привычной безопасной реальности, которую не увидишь в вылизанном телевизионном эфире.
Творчество Скриптонита быстро набирает популярность. В 2015 году дебютный альбом рэпера «Дом с нормальными явлениями» занимает второе место в чарте iTunes. По итогам года Газета.ру присуждает Скриптониту звание «рэпер-года», а в 2016 GQ называет исполнителя «Открытием года».
На третьем месте чарта iTunes оказывается другой русский рэпер Оксимирон (настоящее имя Мирон Федоров) с альбомом «Горгород», который так же был одним из самых ожидаемых в 2015 году. В центре внимания оказывается система, подавляющая русского человека. Альбом привлек внимание центральных каналов — Оксимирона пригласили на шоу «Вечерний Ургант», где он исполнил свою песню «Где нас нет».
Где нас нет! Услышь меня и вытащи из омута.
Веди в мой вымышленный город, вымощенный золотом.
Во сне я вижу дали иноземные,
Где милосердие правит, где берега кисельные.
На этих примерах видно, что новые исполнители придают русскому рэпу драматический надрыв и острее показывают проблемы современного общества. К тому же хип-хоп становится все более политизированным.
Лакмусовая музыка общества
Идеальной системы не существует — на каждом этапе развития государства будут «провисать» те или иные стороны, которые нужно выявлять и подтягивать. Для этого и существует хип-хоп. Уличный рэп — это цепная собака общества, которая стоит на защите «маленького человека» и обращает внимание на острые проблемы.
При этом русский рэп многогранен. Протест против протеста — тоже становится явлением. Например, мишенью хип-хоп стендаперов «ХЛЕБ» стали сами рэперы. Исполнители группы — выходцы из КВН, поэтому у них отлично получается разрядить обстановку, подшучивая над апломбом хип-хоп сообщества.
С самыми яркими звездами русского рэпа можно будет познакомиться вживую на фестивале уличной культуры Urban Culture Festival. Мероприятие пройдет в двух столицах: 27-28 мая в Москве и 3-4 июня в Санкт-Петербурге. На фестивале выступят: Хаски, Скриптонит, Хлеб Anacondaz, Нигатив, Триада, Little Big, Скруджи и многие другие.
Автор - Мария Георгиевская
Комментарии читателей Оставить комментарий
Согласен. Отцы-основатели - Grandmaster flash, Afrikaa Bambaataa. Реальные классики - Public enemy, onyx, NWA, 2pac, wu tang clan, nas и тп. Пафф - голимая попса. 50 сент давно опопсел по сути.
Тупак Шакур, Snoop Dogg, Dr. Dre, Puff Daddy, Jay-Z, 50 Cent и Ice-T.
Вы полтана с паффом в классики рэпа записали. С таким же успехом можно тимоти записать в классики рус рэпа.