От «Блокадного дневника» к «Девятаеву». Пять самых ярких премьер к грядущему Дню Победы

С осени прошлого года один ха другим выходят новые фильмы о Великой Отечественной войне. Предлагаем вашему вниманию обзор пяти самых заметных или дискуссионных премьер.
«Блокадный дневник»
17 февраля 1942 года. Немецкие войска, взяв Ленинград в кольцо, ведут непрерывный обстрел города. Ленинградка по имени Ольга в двадцатиградусный мороз заставляет себя встать и кое-как согреть крохотную комнату, растопив буржуйку стихами Пушкина. Сегодня ей предстоит похоронить умершего от голода мужа и попытаться добраться на другой конец города к отцу, чтобы попросить у него прощения из-за давних разногласий. После этого можно и самой спокойно лечь и помереть.
Документальные свидетельства задействованы в «Блокадном дневнике» не в ущерб выразительным средствам. Режиссер Андрей Зайцев прибегает к простому, но эффектно работающему приему, когда трагичное настоящее показано в черно-белых тонах, а растаявшее, словно мороженое в летнем парке, прошлое — в цвете.
Хроникальная составляющая картины изящно вписана в сказочное пространство «Снежной Королевы» Андерсена. Соответственно, ковыляющая через весь Ленинград Ольга оказывается ни много ни мало Гердой военного лихолетья.
«Зоя»
Вчерашняя выпускница московской школы Зоя Космодемьянская с нетерпением ждет весточек от ушедшего добровольцем на войну своего друга — Жени Васильева. Когда его убивают, девушка сама рвется на фронт. В военкомате ей предлагают вступить в диверсионную группу, подготовка которой проходит на учебной базе в Кунцево. Порядки в учебке суровые: будущие подрывники спят по 2 часа, а любая оплошность для них рискует стать смертельной.
Фильм «Зоя» был задуман Российским военно-историческим обществом пять лет назад. Во многом лента является ответом тем, кто пытается поставить под сомнение подвиг Зои Космодемьянской. Но даже вне контекста этой дискуссии необходимость объективно осветить подвиг Зои Космодемьянской назрела давно. Первой героине Советского Союза посвящено немало книг и даже музыкальных произведений, чего нельзя сказать о кино. Фильм «Зоя» 1944 года сейчас кажется слишком бесхитростным, а в «Битве за Москву» 1985 года драматические события в деревне Петрищево освещены довольно бегло.
«Красный Призрак»
Фашисты наступают под Москвой, но их боевые успехи омрачены слухами о некоем Красном Призраке. Поговаривают, что тот появляется в самые безнадежные для наших солдат мгновения и в одиночку восстанавливает статус кво. Немцы во что бы то ни стало хотят положить этому конец и либо развенчать домыслы, либо взять Красного Призрака — живым или мертвым. Для этой цели командование вермахта снаряжает отряд опытных карателей.
Фильм посвящен Неизвестному солдату, воплощением которого и является заглавный образ. «Супергеройская» подача батальных эпизодов не должна смущать. Снято все красиво, зрелищно — и с полным уважением наших прадедов, положивших жизни за други своя. Красный Призрак в фильме служит зримым воплощением непобедимого русского духа. Подлинный национальный герой на войне себе не принадлежит и бьется не ради славы, а оказывается всякий раз именно там, где необходим больше всего.
«Сопротивление»
Франция, Вторая мировая война. Нацисты с особо изощренной жестокостью расправляются на оккупированных территориях с евреями. Эмма дружит с сыном мясника Марселем, пробующим себя в качестве мима. Дальше невинных шуток они не продвигаются. К тому же отец Марселя не в восторге от его увлечений и, кажется, гроза неминуема. Повстречавшись однажды с подопечными Эммы, Марсель подумывает о вступлении в ряды Сопротивления и о спасении этих сирот.
Показать движение французских подпольщиков глазами клоуна было очень интересной идеей. Лишь на первый взгляд такой ракурс сулит частичное избавление зрителя от моральных страданий. Перевоплощение эксцентричного Джесси Айзенберга в прославленного мима удалось на все сто. В фильме много «сольных номеров» Марселя Марсо. Кроме того, предпринимается попытка объяснить природу его дара. Запуганный властным отцом, экранный Марсо крайне закомплексован, поэтому вынужден объясняться с окружающими посредством пантомимы.
«Девятаев»
Середина 1944 года. Летчик-истребитель Михаил Девятаев (Павел Прилучный) ведет неравный бой и в итоге выпрыгивает в последний момент из горящего самолета на территории противника. Застрелиться у него не получается, поэтому он попадает в плен — в «элитный» концлагерь переподготовки советских летчиков для нужд вермахта. И теперь он поставил цель совершить дерзкий побег на фашистском самолете.
В биографии Героя Советского Союза Михаила Девятаева, прожившего долгую и плодотворную жизнь, больше вопросов, чем ответов. Тимур Бекмамбетов не пытается ответить на них, сосредотачиваясь на чисто событийной канве подвига. В результате из двухчасового фильма мы ничего не узнаем о детстве и обучении Девятаева летному делу, зато в самом начале наше внимание приковывает невероятно драйвовый и интригующий эпизод, разворачивающийся в Казани 50-х. Летчик оказывается невероятно близок всем нам — и за эту добросовестно сыгранную человечность — низкий поклон Павлу Прилучному.
Кадры с сайта kino-teatr.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
Откровенная брехня! Но если ориентироваться на снятый в антисоветской России фильм о нём, то можно поверить, что так и было.
В 1945 году был осужден "За измену Родине", амнистирован через 9 лет.
Я не собираюсь оправдывать немцев. Они проявляли зверство на занятой земле. Но большинство местных жителей остались жить в своих домах, не нужно ничего придумывать. До этого даже в наших пропагандистских фильмах не додумались. Зверства немцев и без тотального выселения хватило. А Сталин тот ещё изверг по отношению к своему народу. Один этот приказ 428 чего стоит! Вечная память всем мирным жителям, пережившим ужасы.
Я тебе открою одну страшную тайну. Немчура повыгоняла всех хозяев из хат,изб они жили в норах, овинах , а немцы в хатах. Так что приказ был верен уничтожать немчуру в сёлах, выкурить их из хат. Стыдно быть таким безграмотным , учись. С праздником тебя и твоих близких.
Это хорошо, что ты публично признался, что вещаешь из-за границы. Наверное, правда и то, что ты работаешь за деньги на врагов России.