ЙОРШ «Подъездам, крышам и дворам» (винил)

В пандемию, когда многие музыканты плакали от невостребованности, группа «ЙОРШ» пережила невиданный творческий взлет, записав за два года три абсолютно разноплановых альбома. Один из них – «Подъездам, крышам и дворам» - выбивается даже из данной серии, потому что это – акустика. Из-за тех же карантинных ограничений фронтмен команды Дима Сокол вынужден был чаще выступать по всей стране один под гитару. Подобное настроение музыканты и хотели зафиксировать в альбоме.
Замысел «Подъездам, крышам и дворам» трансформировался несколько раз. Сначала Дима Сокол хотел сделать сольник с Евгением Лазаренко из группы «Наконечный». Песни писали в две акустический гитары, но потом было решено добавить и ритм-секцию. Участники «ЙОРШ» до последнего сомневались в продуктивности полученного результата, поэтому привлекли к работе еще и незаменимую для многих наших рокеров Людмилу «Тещу» Махову, добавившую скрипок и бэк-вокала.
В основу альбома легли песни времён тотальной перезагрузки команды, начиная с диска «Оковы мира» («Живое оружие», «Равнодушие») и заканчивая уже «пандемийной» работой «Счастье, ч. 2» («Грехи и партаки», «Я не вывезу»). В названии пластинки «подъездам, крышам и дворам» есть некий ребус. Нужно понимать это буквально, чтобы у посвящения открылось второе дно — недаром Дима Сокол называет альбом «философским» и вспоминает, как вышел летней ночью из дома и начал петь эти песни пустынному двору. На деле же он, получается, пел их сам себе, отсюда ощущение беззащитности, доверительности и полного отсутствия каких-то барьеров.
Посвящение «подъездам» можно расценивать как призыв е быть равнодушным и вникать в то, что творится хотя бы у твоих соседей. На эту тему в альбоме самые душераздирающие песни «Равнодушие» и «Я не вывезу». Обе автобиографические, обе посвящены погибшим от наркотиков знакомым землякам Димы Сокола. Без слез эти вещи слушать невозможно, особенно – в новой подаче, где лидер «ЙОРШ» осознанно отказывается от яростной вокальной подачи и поет сострадательно и горестно. Выше всех похвал и работа Людмилы Маховой, записавшей к «Равнодушию» коду из пиццикато, а в «Я не вывезу» ее скрипка и вовсе звучит потусторонне – будто из другого мира, откуда уже не может выбраться умерший герой.
«Дворам» - это намек и на дворовое звучание этих песен, и выражение ностальгии по тем временам, когда в случае необходимости парни из одного двора вставали друг за друга горой. «ЙОРШ» апеллирует к этим моментам в «Отрядах самоубийц» и «Живом оружии». Бэк-вокалы в этих песнях усиливают ощущение, когда один за всех и все за одного.
«Крышам» - это работа на перспективу, попытка заглянуть за грань и увидеть дальше своего носа. За пределы отдельно взятого подмосковного двора помогает вырваться песня «Светлячки», в которой в камерной версии проявляется религиозное начало, ведь припев «ярче, выше свети, обещаю: тебя найду» можно расценивать как молитву. «Андеграунд», напротив, перенаправляет вектор вниз, но и этот опыт оказывается важен. В единственной ранее не изданной композиции альбома «Папа придет» Дима Сокол штурмует очередную вершину и воспаряет над крышами. посвящением маленькой дочке Диме Сокола Соне, по которой он особенно сильно заскучал во время изнурительного гастрольного переезда. Девочка сравнивается со звездой и истинным домом, который выходит за географические рамки.
В песне «Молодость» открывается истинная адресация альбома. «Всем дерзким и злым, голодным и молодым» - вот, оказывается, ради кого все это затевалось. Тот, кто лишний раз не поужинает сам, но накормит бездомного кота. Или беззаботно оставит, как на обложке диска, на ночной скамейке свою потрепанную жизнью гитару, чтобы такой же случайный неспящий бродяга согрелся песнями сам и согрел всех страдающих бессонницей жителей окрестных домов. Недаром сам Дима Сокол мечтает, чтобы слышать по ночам, как местные подростки горланят под окном «Короля и Шута».
«Король и Шут» тут вовсе не случаен, поскольку состав инструментов в «Подъездам, крышам и дворам» побуждает провести параллель с «Акустическим альбомом», но «ЙОРШ» все-таки сделал что-то свое – более глубокое и интимное. Те не менее, «Король и Шут» вырезан на давке на обложке виниловой пластинки – наряду с другими привычными фетишами неформалов: «Рэп – это кал» и «Цой – жив».
Дизайн пластинки (а альбом принципиально вышел только на таком физическом носителе) – отдельная тема. Конверт и вкладку можно разглядывать часами, как в стародавние времена. Неизгладимое впечатление производит фото музыкантов на вкладыше в подъезде на фоне слоганов, вроде «времени нет, а ты есть» и «трудно избежать будущего». Прослушивание этого окрашенного в синие ночные тона винила в «хрущевке» с задернутыми шторами все-таки позволяет верить в то, что счастье – есть!
Комментарии читателей Оставить комментарий