«АукцЫон» и актеры проследили путь Хармса от нелепости к сверхсознанию

Востребованность Даниила Хармса с годами не иссякает. Однако природа дарования поэта была настолько причудливой, что он постоянно ускользает от мейнстрима, оставаясь непредсказуемым и лоскутным, способным явиться в любом месте и в любое время и так же непредсказуемо исчезнуть. В рок-музыке основными популяризаторами творчества Даниила Хармса остаются Леонид Федоров, «НОМ» и Василий Васин. А в кино — Иван Болотников, представивший шесть лет назад добротный фильм «Хармс».
Именно сыгравший заглавную роль в этой ленте Войцех Урбаньски стал автором идеи перфоманса «Хармс.Doc Revival». Ради этого он объединил свои усилия с музыкантами «АукцЫона» и актерами - Андреем Феськовым, Григорием Чабаном, Вячеславом Коробициным и Романом Кочержевским. Пестрая компания уютно разместилась на небольшой сцене «16 Тонн» перед сидяим танцартером, превратив на полтора часа пространство старейшего клуба в театральную площадку.
Действо выдалось невероятно драйвовым и динамичным. Актеры стремительно сменяли друг друга с декламациями стихов и отрывков из дневников с записными книжками, будто играя в пинг-понг. Музыканты «АукцЫона» балансировали между авангардными камланиями и тщательно структурированными музыкальными полотнами. Границы между номерами определить было весьма проблематично, но это вряд ли кого-то заботило из зрителей, всецело поглощенных происходящим.
Знакомство с Хармсом началось со стихотворения в прозе «Что я люблю». Из обилия перечисленных удовольствий выделялось нелепое, и развертыванию этого понятия будет еще посвящено в хэппенинге немало сцен. Особенно, когда актеры вновь и вновь возвращались к письму Хармса к Никандру Андреевичу об удачной женитьбе последнего, каждый раз вызывая этим гомерический хохот в зале.
Пересечений с фильмом «Хармс» в постановке можно было найти немало. Главное — конечно же, мучительная коллизия с любовью всей жизни Хармса Эстер, в имени которой он усматривал аналогии на окно и звезду. В хэппенинге очень хорошо изобразили метания поэта от сугубо плотских побуждений («если она не согласится сегодня же на минет, то я порываю с ней окончательно», озвученное очень лирической мелодией «аукционеров») до горестного сообщения о расставании с Эстер, сопровожденного молитвой блаженной Ксении Петербургской.
Путь Хармса к небесной гармонии прослеживается в спектакле постепенно. Вся честная компания не чурается даже кровавых подробностей рассказа «Реабилитация». Ведь в итоге поэт пришел к тому, что его конечная цель, бессмертие, а в искусстве важнее всего чистота и порядок, которые Даниил Хармс, например, усматривал в стихотворении Александра Пушкина «Зимняя дорога». А в финальном тексте среди того, что интересовало Хармса, выделялись просветление и сверхсознание.
Актеры и музыканты были награждены бурными, долгими и совершенно заслуженными аплодисментами. Ну а зрители получили на десерт второе исполнение песни «По реке плывет кораблик».
Комментарии читателей Оставить комментарий