Заводчане «Куплеты из электрички»

Макс Орех (Трегубов) – культовый деятель московского андеграунда. Еще пару десятилетий назад у него была группа «Небесная дверь», игравшая нечто среднее между гаражным рок-н-роллом и залихватским панком. Сейчас у музыканта давно уж новый проект – оркестр «Заводчане», а название «Небесная дверь» он считает наивным и неудачным. С последним тезисом можно и поспорить, но правда в том, что, повзрослев, Макс не пытается рисовать эту самую «небесную дверь» на холсте у Папы Карло, а реально распахивает ее.
Ключи от этой двери (то есть – неисчерпаемой русской души) просты: дворовый шансон, одесские мотивы, задушевность уличных музыкантов. Собственно, название нового альбома «Заводчан» «Куплеты из электрички» объясняет многое: только от промышляющих там музыкантов можно услышать невероятную эклектику из народного наивного искусства, советской эстрады, фольклорных перепевов и извечной блатной романтики.
«Заводчане» все делают по-доброму со вкусом, ни разу не скатываясь в пошлость и цинизм. Камертоном для всей пластинки служит песня «На позитиве», аранжированная на цыганский манер. Герой песни исповедует радужный взгляд на мир и показательно сравнивает себя с буквой «ять». Эта, казалось бы, не нужная и давно отжившая буква русского алфавита автоматически придает письменной речи высоту слога и особенную стать. В точности такими же являются и неунывающие персонажи песен «Заводчан».
Песне «Маманя» свойствен непритязательный деревенский аристократизм. Пока мать молится на образа, приехавший к ней погостить из города сын уверен, что все с ним будет в порядке. Да сам он далеко не промах, поскольку умеет навести мосты между городом и селом. Эта коллизия ощутима даже на уровне аранжировке: в финале «Мамани» нам обещают исполнить «напев городской», который тут же воспроизводится на балалайке. Высший пилотаж!
Заглавная песня альбома «Куплеты из электрички» написана от лица хамоватого попрошайки. Но даже этот задиристый персонаж не лишен привлекательности. В процессе прослушивания песни мы понимаем, что его утрированные запугивания пассажиров – часть обоюдной игры, в которую те охотно включаются, поскольку платят ему именно за ладно сложенные уголовные байки.
Зато совсем на другом конце полюса – доблестные солдаты из песни «Письма», которые готовы на любые подвиги за скупые три строки от самых близких людей из далекого дома. Живая связь с теми, кто любит, ощутима и в песне «С вершины». Попадая в экстремальную ситуацию, альпинист преодолевает страх, выживает и спускается только потому, что чувствует, с каким нетерпением его ждут внизу.
В подаче песни «С вершины» ощутим почерк Владимира Высоцкого – как и в «Наркологическом университете миллионов». Но в последнем случае тональность принципиально иная – ерническая и язвительная. Ведь посвящена она бывшему главному наркологу страны Евгению Брюну, который умудрился снять несколько лет самого Макса Ореха с наркологического учета. Крайне уморительным слогом автор описывает манипуляции, с помощью которых власть имущие всегда оказываются на коне и у кормушки.
Еще более всеобъемлюще описывает нашу противоречивую действительность финальная песня «Кино». Суть современного рафинированного искусства Макс Орех раскрывает на примере фильмов-однодневок, которые отличаются добротным продакшеном и профессиональной актерской игрой, однако после их просмотра в голове не остается ровным счетом ничего. «Толь не те кинокартины, то ли память подкачала», - искренне недоумевает исполнитель. Но для нас гораздо важнее, что на песни самих «Заводчан» эта напасть не распространяется, и они надолго цепляют, грея душу и даруя отраду сердцу.
Комментарии читателей Оставить комментарий