• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Музыка → Энциклопедия → АРТ-РОК
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

АРТ-РОК

АРТ-РОК (англ. art rock, букв. — художественный рок), совокупность форм, использующих в качестве музыкальной основы сплав элементов рока, академической музыки (классической и современной как в виде стилизаций, так и в форме прямого заимствования мелодических фрагментов) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Сложился в Великобритании во второй половине 1960-х гг. В зависимости от применяемого инструментария и аранжировочных приемов арт-рок может быть условно разделен на симфо-рок (в случае, когда речь идет о включении в музыку оркестровых эпизодов), техно-рок (если акцент делается на технической сложности материала), барокко-рок (мелодические стилизации под музыку Ренессанса с использованием или имитацией звучания барочных инструментов) и др. В ряде стран и регионов арт-рок часто отождествляют с понятиями «прогресив-рок» и «психоделик-рок», но они являются скорее культурологическими, а не музыкальными.

Существует и определенная классификация направлений и субнаправлений внутри самого арт-рока, так сказать, его видовая структура. Данная схема в целом такова: 1) концептуальные группы, электронно-психоделические, с псевдо-симфоническим звучанием; 2) группы, близкие к джаз-року и фьюжн, с минимальным вокалом, большим процентом инструментальных импровизаций; 3) группы, ориентированные на исполнение классики или создающие свою музыку в духе классики; подходят под термин «классик-рок»; 4) группы и авторы электронно-авангардного стиля с элементами атонализма, минимализма, с применением новейших для своего времени технологий; 5) группы, которые могут быть причислены сразу к нескольким из вышеперечисленных категорий.

Одно из основных отличий арт-рока от других стилей современной музыки заключается в его «саунде», в особом инструментальном багаже арт-роковых коллективов. Электрогитара осталась одним из основных инструментом, но значительно изменилась ее роль и ее место в общем ансамбле. Из доминирующего инструмента она превратилась в равноправного участника. Количество гитарных партий уменьшилось, зато выросло их качество. Часто идущая в унисон с басом, синтезатором или группой духовых инструментов, гитара удачно подчеркивала или дорисовывала определенные моменты музыкальной композиции. Кроме того, заметно изменился ее звук. Эксперименты арт-роковых гитаристов привели к тому, что этот инструмент мог звучать как любой другой (поздний KING CRIMSON).

Была развита электронная секция, представленная в основном синтезаторами. Именно арт-рок стал огромным полигоном для испытания «новейших технологий» музыки того времени. В конце 1960-х стали появляться невиданные до тех пор модели электронных клавишных инструментов, которые арт-рокеры, тяготевшие к расширению звучания, к его «симфонизации», сразу взяли на вооружение. Синтезатор «Муг» составил славу группы YES, электроорган — группы PROCOL HARUM, а меллотрон — всего арт-рока. (Меллотрон — особый музыкальный клавишный аппарат, изобретенный в 1946, построенный по принципу проигрывания различных звуков с множества магнитных пленок, приводимых в действие фортепьянной клавиатурой (каждая клавиша — отдельный звук определенной высоты; пленки легко заменялись.) Одно время в музыкальных кругах в ходу был даже такой термин, как «меллотрон-рок» но термин этот так и не прижился.

Наконец, достаточно широко стали употребляться духовые инструменты: трубы, гобои, флейты и саксофоны. Группа VAN DER GRAAF GENERATOR, например, невообразима без агрессивного саксофона Дэвида Джексона, зачастую ведущего мелодическую линию вместе с синтезатором или гитарой и усиливающего их воздействие на слушателя. Менее значительное, но немаловажное место духовые занимали в творчестве других арт-роковых групп — KING CRIMSON, GENESIS, GONG.

Арт-роковые музыканты создали немало талантливых произведений, вошедших в «золотой фонд» современной музыки и ставших ее классикой. Важным отличием этих композиций от музыкальных образцов других популярных стилей явилось то, они практически всегда выходили за рамки основной коммерческой единицы тех времен — сингла-«сорокапятки», зажимающей любое музыкальное произведение в рамки трех с половиной минут. Будучи изначально некоммерческим направлением, арт-рок позволил музыкантам создавать крупномасштабные музыкальные полотна, из которых потом составлялись цельные концептуальные альбомы.

Чрезвычайно сильное воздействие на слушателей усиливалось и тематикой произведений арт-групп. В подавляющем большинстве случаев содержание композиций было глубоко философичным, помыслы музыкантов были направлены вглубь человеческого сознания. При этом повествования достаточно редко шли от первого лица — арт-рокеры предпочитали говорить об отвлеченных, очень часто вымышленных персонажах. Огромное место занимали исторические, мифологические и фантастические сюжеты. Все арт-роковое творчество — то менее зримо, то более — было пронизано эзотерическими концепциями, смесью многих религий и религиозно-философских направлений, а то и попросту язычеством. Создавался своеобразный, очень яркий, странный и несколько пугающий мир - бликов, отражений, странных небес и существ, а сами произведения становились чем-то вроде «сказок для взрослых». Реальная действительность, конечно же, также присутствовала, но в гораздо меньшей степени.

Общее настроение произведений было скорее подавленным, мрачноватым, обусловленным переживаниями о том, насколько человек слаб и несовершенен, как много в нем безумия и пороков. (Исключение, пожалуй, составит лишь YES, чья музыка была очень солнечной, наполненной радостью жизни, любви и единения с природой.) Самым удачным примером будет группа VAN DER GRAAF GENERATOR, тематика творчества которой была окрашена в сугубо темные, почти инфернальные тона и была связана в основном со смертью, войной, нервным напряжением, безысходностью и безумием.

Утонченность музыки и исполнения, стихов и мировоззренческого контекста определили круг слушателей арт-роковой музыки. В основном это были европейцы в возрасте от 20 до 40 лет, студенты колледжей и университетов; люди, интеллектуально подготовленные для восприятия подобной музыки. Узость аудитории устраивала музыкантов, поскольку почти все они чурались коммерциализации своего творчества. Тем не менее, в первой половине 1970-х арт-рок пережил период значительной популярности, когда ведущие исполнители данного направления собирали целые стадионы в Великобритании и континентальной Европе.

В 1980-е гг. интерес к арт-року начал спадать — прежде всего потому, что лидеры основных арт-роковых коллективов, не желая вписываться в систему «американской музыкальной индустрии», распустили свои группы и занялись музыкальным экспериментированием. Другая же часть музыкантов приняла коммерциализацию своей музыки как объективную данность и прочно встала за станок поп-производства. 1990-е гг. ознаменовались массовым воссозданием старых арт-роковых групп — в основном в целях организации ностальгических концерных турне и выпуска одного-двух новых альбомов. В настоящее время арт-рок остается уделом немногих преданных сторонников.


Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Новый глава «Роскосмоса» рассказал, почему Россия отстала в космосе
Может ли Иран закрыть Ормузский пролив и чем это грозит рынку нефти?
Делегация «Талибана» на ПМЭФ договорилась ввезти в Россию 1000 специалистов
Трамп ответил Медведеву на слова о поставках ядерного оружия Ирану
Избранное
«Гудтаймс», 3 мая, Sherwood pub (Мытищи)
«Ты мне больше не мать!»: как война ломает украинские семьи
Миграционные потоки: количество, угрожающее переходом в качество
Русский шансон в «Вегасе»
Кинопремьера «На тебе сошелся клином белый свет»: как умирала Янка Дягилева
«В широком этическом смысле запрет на Украине Русской православной церкви – это вызов всем»
«Именно русский народ враги планируют, победив, расчленить, навязав разделённым его частям разные местечковые "идентичности"»
Мара, 10 ноября, «16 Тонн»
FIEND «Спящий ангел» (интернет-сингл)
Глеб Самойлов рассказал страшную городскую легенду на концерте с оркестром
Власти Москвы ждут мигрантов. Дадут ли шанс гражданам России?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.