Немецкий джазовый саксофонист Дудек Герд.
ДУДЕК ГЕРД (Dudek Gerd) (настоящее имя Герхард Рохус Дудек, Gerhard Rochus Dudek) (р. 28 сентября 1938, Гросс-Доберн, Германия, ныне территория Польши), немецкий саксофонист (тенор, сопрано), кларнетист, флейтист, руководитель ансамбля (модерн-джаз, фри-джаз).
Уже в послевоенное время серьезно увлекся музыкой после нескольких уроков с частными педагогами, учился в музыкальной школе, где освоил кларнет. Окончив школу, начал выступать в оркестре своего брата — трубача Осси Дудека (в 1958), затем играл в Берлинском джаз-квинтете (1960-64), ансамбле Карла Блюме (Karl Blume's group), биг-бэнде Курта Эдельхагена (1963-65). В середине 1960-х гг. проявил активный интерес к фри-джазу, сблизился с элитой европейского джазового авангарда — Альбертом Мангельсдорфом, Вольфгангом Даунером, Петером Бретцманом, Йоахимом Кюном и другими ведущими представителями нового джаза. До 1968 Дудек был постоянным членом квинтета Манфреда Шуфа, в 1968-70 гг. сотрудничал с пианистом и бэндлидером Александром фон Шлиппенбахом (последователем Сесила Тэйлора), участвовал в записях возглавляемого Шлиппенбахом фри-джазового биг-бэнда GLOBE UNITY ORCHESTRA, а также BERLIN CONTEMPORARY JAZZ ORCHESTRA. После успешного дебюта на Немецком фестивале джаза (1968) Дудек в составе «оркестра звезд» GERMAN ALL STARS совершил турне по Южной Америке. В дальнейшем выступал с А. Мангельсдорфом (1971-73), пианистом Локом Диккером и его группой WATERLAND ENSEMBLE (1973-76), EUROPEAN JAZZ QUINTET (1977-82), EUROPEAN JAZZ ENSEMBLE, в собственном трио с контрабасистом Буши Нибергаллем и финским барабанщиком Эдвардом Весалой (Edward Vesala) (1977), в секстете американского пианиста Мэла Уолдрона (1979). В 1983 организовал с участием английского перкуссиониста Тони Оксли, пианиста Роба ван ден Брока (Rob van den Broeck) и басиста Али Хорэнда (Ali Haurand).
Инструментализм Герда Дудека многогранен и технически совершенен. С равным успехом он демонстрирует виртуозное мастерство и богатство импровизаторской фантазии в игре на тенор-саксофоне, флейте, кларнете, сопрано-саксофоне, индийском гобое sahnai. Как тенористу ему весьма близки идеи и стиль Джона Колтрейна. Дудек блестяще справляется и с исполнением сложнейших партий в экспериментальных концертных композициях, написанных в алеаторической, атонально-серийной и модальной технике, сам сочиняет музыку фри-джазовой ориентации. Весьма значительна его роль в различных новаторских проектах А. фон Шлиппенбаха и А. Мангельсдорфа. В европейском авангардном джазе он признан одной из ключевых фигур.
Валерий Озеров
BERLIN CONTEMPORARY JAZZ ORCHESTRA (Tenor Saxophone, Flute, Clarinet, Soprano Saxophone)
Manfred Schoof Sextett (1967) (by Manfred Schoof)
Birds of Underground (1972) (by A. Mangelsdorff)
Tan Tango (1975) (by Loek Dikker)
Pearls (1975) (by Globe Unity Orchestra)
Open (1977) (with B. Niebergall and E. Vesala)
Relation (1985)
SOMETHIN ELS (1993) (by Jack Bruce)
Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий