• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Музыка → Энциклопедия → БИГ-БЭНД
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

БИГ-БЭНД

БИГ-БЭНД (англ. big band — большой оркестр), тип джазового инструментального ансамбля, количество музыкантов в котором обычно колеблется от десяти до семнадцати человек. Сложился в конце 1920-х годов, состоит из трех оркестровых групп: саксофоны — кларнеты (Reels), медные духовые инструменты (Brass, в дальнейшем выделились группы труб и тромбонов), ритм-секция (Rhythm section — фортепиано, контрабас, гитара, ударные музыкальные инструменты).

Расцвет музыки биг-бэндов, начавшийся в США в 1930-е годы, связан с периодом массового увлечения свингом —импульсивной, энергичной танцевальной музыкой, пришедшей на смену традиционному негритянскому олд-тайм-джазу. Позднее, вплоть до настоящего времени, биг-бэнды исполняли и исполняют музыку самых разных стилей. Однако, по существу, эра биг-бэндов начинается значительно раньше и восходит ко временам американских менестрельных театров второй половины 19 века, нередко увеличивавших исполнительский состав до нескольких сот актеров и музыкантов.

Еще более прямую связь эволюция биг-бэнда имеет с архаическими ньюорлеанскими марширующими оркестрами (марчинг-бэндами), рэгтайм-бэндами и военными духовыми оркестрами, игравшими на улицах, площадях, в парках, всевозможных увеселительных заведениях и салонах (society-оркестры), на речных пароходах (ривербот-бэнды). Широкой известностью в Нью-Орлеане пользовались на рубеже 19-20 вв. такие марширующие капеллы, как Olympia Band, Imperial Band, Magnolia Band, Tuxedo Band, оркестр Генри Аллена, салонные оркестры Армана Пайрона и Джона Робишо, ривербот-бэнды Фэйта Мэрэйбла и Чарли Крита, диксиленд-бэнд Джека Папы Лэйна, рэгтайм-бэнд Бадди Болдена, блюз-бэнд Уильяма Кристофера Хэнди (прозванного отцом блюза) — характерные представители раннего оркестрового джаза.

Негритянский композитор и капельмейстер Уилл Мэрион Кук экспериментировал с салонными оркестрами, создавая для них музыку симфонизированного типа. Джон Филипп Суза (король маршей и изобретатель сузафона) еще в 1890-е гг. руководил брасс-бэндами больших и малых составов, исполняя с ними рэгтаймы и марши. Пианист и композитор Скотт Джоплин сочинил симфонию и две оперы на материале рэгтайма, использовав в этих произведениях большой оркестр смешанного типа. Из музыкантов классического нью-орлеанского джаза наиболее известны своими попытками укрупнения традиционного состава джаз-бэнда и создания инструментальных групп внутри него Джелли Ролл Мортон, Банк Джонсон, Кинг Оливер, Луи Армстронг, Кэрролл Диккерсон.

В становлении свингового стиля и биг-бэнда в 1920-е гг. приняли участие многие оркестры и их лидеры—как чернокожие джазмены (Дюк Эллингтон, Флетчер Хендерсон, Бенни Моутен, Дон Редмен, Джимми Лансфорд, Чарли Джонсон, Уильям Маккинни, Луис Расселл, Эрл Хайнс, Чик Уэбб, Кэб Кэллоуэй), так и белые музыканты —Жан Голдкетт, Бен Поллак, Томми и Джимми Дорси, Глен Грэй со своим знаменитым оркестром Casa Loma и др. Бродвейские и голливудские оркестры популярной музыки и свит-свинга также внесли определенный вклад в развитие биг-бэнд-джаза. Скрипач и бэндлидер Пол Уайтмен в сотрудничестве с композитором Джорджем Гершвином положил начало симфоджазовым экспериментам, которые в дальнейшем приобрели многочисленных сторонников и последователей.

В 1930-е гг. коммерциализированные белые свинговые оркестры заметно потеснили негритянских музыкантов, взяв верх над ними в экономической конкуренции, но вскоре белые бэндлидеры осознали необходимость преодоления расового и коммерческого противостояния белого и негритянского джаза (одним из первых был король свинга Бенни Гудмен). Творческие контакты белых и черных джазменов, их совместная концертная практика открыли новые горизонты в развитии оркестровой свинговой музыки. К лучшим негритянским биг-бэндам этого периода принадлежат оркестры Бенни Картера и Каунта Бейси, среди белых оркестров (помимо гудмэновского) достойны упоминания биг-бэнды братьев Дорси, Гленна Миллера, Арти Шоу, Чарли Барнета, Гарри Джеймса, Бинга Кросби и его брата Боба Кросби (Bob Cats). С 1938 по инициативе Гудмена стали проводиться регулярные филармонические концерты оркестрового джаза, в связи с чем усилилась тенденция к его сближению с академической концертной музыкой, к стилевому синтезу и симфонизации.

Произошедшая в 1940-е гг. боп-революция в джазе, открывшая собой эпоху модерн-джаза, выдвинула на первый план солиста-импровизатора и камерный джазовый ансамбль — комбо, однако не стала препятствием к последующему обновлению музыкального языка и инструментальных средств биг-бэнда. Экспериментальный, новаторский характер носят опыты с новым звучанием (new sound), поиски современных методов звуковой организации (вплоть до додекафонии и микрохроматики), новых идей в области аранжировки и композиции, музыкальных форм и полистилистики на базе биг-бэнда. В русле прогрессив-джаза особенно плодотворно работали в 1940-х и 1950-х гг. Стэн Кентон, Бойд Рэйберн, Вуди Герман. Оркестровый кул-стиль с конца 1940-х гг. активно разрабатывали Клод Торнхилл, Майлз Дэвис, Гил Эванс, Джерри Маллиган, представители калифорнийского вест-коуст-джаза. С середины 1950-х гг. возникло так называемое третье течение (синтез современного джаза и академического музыкального авангарда) во главе с композитором Гюнтером Шуллером и лидером знаменитого Модерн Джаз Квартета Джона Льюиса. Исторически значимыми были также опыты создания боп-биг-бэнда и на его основе — афрокубинского стиля (Диззи Гиллеспи), эксперименты с различными оркестровыми составами Чарли Мингуса, Телониуса Монка, Дэйва Брубека, Джона Колтрейна, Джорджа Рассела, Дж.Дж. Джонсона и Урби Грина (биг-бэнд с хором тромбонов), Рея Брауна, Арта Блэйки, Кенни Кларка, Херби Мэнна, Тосико Акийоси и Лью Табакина, Клауса Огерманна, Куинси Джонса, Дона Эллиса и мн.др. Среди выдающихся представителей модерн-свинга следует, кроме того, назвать имена таких бэндлидеров, как Мэйнард Фергюсон, Бадди Рич, Луис Беллсон, Билли Мэй, Джин Харрис, Мел Льюис и Тэд Джонс. В области ритм-энд-блюза признанной звездой первой величины остается певец, пианист, органист и бэндлидер Рей Чарлз. Рок-джаз и джаз-рок с элементами биг-бэнд-джаза ассоциируются в первую очередь с Майлзом Дэвисом, группами Blood, Sweat And Tears, Chicago. Звучание биг-бэнда мастерски умеют воссоздавать в технике инструментального пения вокальные ансамбли Ламберт-Хендрикс-Росс, Double Six Of Paris, Manhattan Transfer, Take Six, Singers Unlimited.

Новаторство в сфере оркестрового фри-джаза и новейших креативных направлений в развитии биг-бэнд джаза— основное поприще для Карлы Блей, Майка Мантлера, Махола Ричарда Абрамса, Чика Кориа, Сан Ра, Энтони Брэкстона, европейцев Карела Велебны, Густава Брома, Александра фон Шлиппенбаха.

В России эстрадно-джазовое концертирование имеет свои самобытные традиции. Начальный этап его истории связан , в частности, с оркестрами Леонида Утесова, Александра Цфасмана, Александра Варламова. Ведущие бэндлидеры послевоенного периода — Эдди Рознер, Иосиф Вайнштейн, Олег Лундстрем, Вадим Людвиковский, Анатолий Кролл, Юрий Саульский, Георгий Гаранян.

Валерий Озеров


Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Нетаньяху готовит новый Исход еврейского народа. На этот раз из Израиля
Набиуллина: у нас впереди очень неспокойные времена
В МИД Азербайджана назвали способ улучшить отношения с Россией
Мединский объяснил смысл новой обложки учебника истории для 11-х классов
Избранное
«Сегодня для России гораздо важнее нормализовать отношения с Западом, частью которого мы дефакто являемся»
«Элизиум», 17 сентября, Adrenaline Stadium
Konfirmat «Horrorland»
Загнанные в угол: сегодня на глазах честнОго народа формируют фактически людей разного сорта
«Дербанили страну по беспределу»: за что Чубайс обиделся на Ходорковского
Янка Дягилева «Крестовый ноль»
Оркестр Сергея Мазаева, 7 декабря,, «Барвиха Luxury Village»
Тараканы! «15. Худым и злым»
Flotsam and Jetsam «Blood in the Water»
«Великий исход евреев из Израиля – не за горами? И как это скажется на СВО?»
GIVARA & Бранимир «Караван» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.