Львицы – царицы демократии

Льва издавна называют царем зверей. Но, как выяснилось, львицы могут по праву носить титул цариц демократии. Как показало исследование, проведенное Крэгом Пакером из университета Миннесоты, самки львов не испытывают никакого тяготения к иерархии, в которой одни особи чаще, чем другие, приносят потомство. Это ставит львиц особняком от таких деспотов, как собаки, мангусты, гиены, и даже львы-самцы. Проще говоря, когда речь заходит о размножении, королева зверей становится подлинной демократкой.
У многих видов животных самки страдают от репродуктивного "деспотизма", потому что отдельные особи получают все возможности к размножению. Пчелы и другие социальные животные имеют одну матку и множество рабочих пчел. У многих птиц есть одна производящая самка и несколько "помощников". У хищников обычно есть доминирующая производящая самка, окруженная подчиненными. Даже у самцов львов существует достаточно жесткая иерархическая структура. Однако львицы в этом смысле существенно отличаются: хотя они и социальные хищники, у них отсутствует жесткая иерархия, характерная для волчьих стай и львов-самцов. Они вместе охотятся, вместе растят потомство, и не вмешиваются в вопросы размножения друг друга.
Чтобы понять, есть ли хоть какие-то признаки иерархии в сообществах львиц, Пакер и его коллеги сравнили вариации в репродуктивности в течение жизни у львиц из 31 стаи, обитающих в Национальном парке Серенгети в Танзании с вариациями в репродуктивности симулированных стай. Симулированные стаи характеризовались той же скоростью воспроизводства и демографическими характеристиками, что и стая, существующая в реальности, однако в ней рождение детенышей определено той или иной львице случайным образом. Исследователи обнаружили, что и в том и в другом случае у некоторых львиц больше потомства, чем у других. Но в реальных стаях перекос был не больше, чем в симулированных, что означает отсутствие признаков даже слабой иерархии.
Кроме того, как показало исследование моделей поведения львов и львиц, если у первых действует "право сильнейшего", то самки уважают права "собственника", практически всегда уступая тому, кто нашел жертву первым. Это достаточно необычно, учитывая близкие родственные связи львиц друг с другом – обстоятельство, в котором чаще всего процветает деспотизм. Питательная среда для деспотизма появляется и тогда, когда животные видят преимущества жизни в группе. Возможно, причина столь нетипичного поведения львиц состоит в том, что они не могут контролировать воспроизводство друг друга. Кроме того, лев может нанести страшные раны своим сородичам, что отбивает охоту нападать на животное, растящее свое потомство.
Эта комбинация факторов привела к тому, что львица стала не просто царицей зверей, но и одной из них, полагает Пакер: "Львицы - одни из немногих демократов от природы".
Комментарии читателей Оставить комментарий