Тяга к мобильности выходит человечеству боком

Исследователи из Массачусетского технологического института в докладе "Мобильность 2001" предупреждают, что к 2015 году выбросы газов транспортными средствами в развивающемся мире превысят те, которыми характеризуются индустриальные страны, если не будет принят ряд мер по экономии автомобильного топлива легковыми и грузовыми автомобилями и не будет обуздан рост числа транспортных средств. "Транспорт необходим для перемещения людей и товаров, но его роль этим не ограничивается. Он определяет облик наших городов, стимулирует экономический рост, делает возможными социальные взаимодействия. К сожалению, у него есть вредные побочные эффекты, которые должны внимательно и систематически изучаться", - говорит Дэниел Роос, директор Департамента инженерных систем Массачусетского технологического института.
Исследование "Мобильность 2001" проводилось группой ученых из этого института совместно с Charles River Associates, оно является первой фазой трехлетнего исследования, финансируемого Мировым деловым Советом по устойчивому развитию. Цель исследования - оценить устойчивую мобильность в глобальном масштабе к 2030 году и возможные способы воздействия на ситуацию. Ученые оценивали существующие масштабы мобильности и ее влияние на глобальное развитие. Рассматривались такие вопросы, как мобильность и глобальные изменения климата, транспортные сети и технологии к 2020 году, прогнозы потребности в мобильности к 2050 году. Как отмечают участники исследования, в отличие от предыдущих изысканий по этому вопросу, они не ограничились одной страной или одним видом транспорта, пытаясь расширить и углубить видение проблемы.
Отчет рассматривает вопросы, касающиеся как пассажирского, так и грузового транспорта - наземного, морского, воздушного. Он описывает влияние мобильности на экономическое развитие, социальное благосостояние и состояние окружающей среды. В поле зрения попали как развитые, так и развивающиеся страны, учитываются данные, полученные со всего мира. Предварительные оценки рисуют крайне мрачную картину основных тенденций развития автомобильного транспорта. В развитом мире автомобиль является основным средством, обеспечивающим мобильность практически во всех городах. Необустроенность городов в этом плане увеличивается по мере перемещения из центра к окраинам, где меньшая плотность населения делает менее выгодным общественный транспорт. Новые скоростные магистрали строятся недостаточно быстро для того, чтобы справиться с возрастающим транспортным потоком, обычно вследствие споров о связанных с ними экологических и социальных последствиях, и постоянно увеличивается число пожилых людей, которых не удается как следует обслуживать в нынешней западной системе, "завязанной" на автомобили.
А в развивающихся странах быстрый рост численности населения, урбанизация и начало образования пригородов приводят к еще более печальным последствиям. Увеличивающееся благосостояние привело к резкому скачку числа частных автомобилей. Быстро растущие мегаполисы не имеют времени и денег на строительство систем общественного транспорта или обустройства дорог для того, чтобы они могли справиться с растущей транспортной нагрузкой. Результатом являются серьезная перегрузка, экономический и экологический ущерб, проблемы с безопасностью. Резко растет потребление энергии и связанные с этим выбросы, в особенности за счет использования более старых автомобилей и грязного топлива.
Особый вопрос - влияние транспорта на окружающую среду. Обычно при его рассмотрении ограничиваются вредными выбросами и изменениями климата. Но строительство и эксплуатация дорог, мостов, аэропортов и портов влияют на местные и региональные экосистемы, повреждая привычные места обитания и вызывая гибель целых видов, приводя к исчезновению биологического разнообразия. В долгосрочной перспективе это влияние может оказаться более вредным, чем это признается сейчас. Влияние на окружающую среду самолетов зачастую тоже недооценивается. Воздушный транспорт создает 8-12% всех выбросов углекислого газа, но поскольку они происходят на большой высоте, то их потенциальное влияние на глобальное потепление оказывается вдвое более существенным, чем у всего CO2, выбрасываемого всем наземным транспортом. Не стоит и забывать, что воздушный транспорт развивается весьма впечатляющими темпами.
Еще одним неожиданно большим источником выбросов углекислого газа является грузовой транспорт. Хотя он относительно более экономичен, на его нужды потребляется до 43% всего транспортного топлива. Кроме того, существует проблема распределения места на дороге между грузовым и пассажирским транспортом. Обычно хорошо организована доставка товаров на большие расстояния, а вот заключительный этап - особенно от магазина до дома - как правило, нет.
Ученые не ограничились констатацией, а выработали ряд рекомендаций, которые могут позволить существенно улучшить ситуацию с транспортом:
- Для начала нужно убедиться, что транспортная система служит непосредственно нуждам человека, улучшает качество жизни и поддерживает экономическое развитие;
- Необходимо приспосабливать двигатели к изменению требований по выбросам загрязняющих веществ, уровню расхода топлива и т.д.;
- Возродить общественный транспорт, дабы дать возможность мобильности тем, у кого нет доступа к автомобилям, а также разумную альтернативу тем, у кого автомобили есть;
- Возродить процесс планирования, развития и управления инфраструктурой мобильности;
- Снизить выбросы углекислого газа;
- Разрешить противоречие в пользовании инфраструктурой между пассажирским и грузовым транспортом;
- Бороться с пробками путем разработки набора рекомендаций по параметрам мобильности для людей и грузов.
Для разрешения этих проблем большое значение предается технологическим изменениям. Но вообще-то для этого необходимо прежде всего достижение определенного политического согласия…
Комментарии читателей Оставить комментарий