НАСА борется за финансы. Часть 2

Продолжение. Начало см.
НАСА борется за финансы. Часть 1
Несмотря на растущие транспортные проблемы в дальнем космосе, пока единственный существенный прогресс в улучшении системы Deep Space Network - запуск новой принимающей станции в Мадриде. Но на последнем заседании подкомитета НАСА по исследованию Солнечной системы (SSES) выяснилось, что недостаток финансирования DSN гораздо серьезнее, чем считалось ранее. Как было отмечено в рекомендательном письме подкомитета к НАСА: "Существуют серьезные проблемы, связанные с Организацией по управлению космическими полетами (SOMO). У DSN нет денег на амортизацию, поэтому все имеющиеся деньги приходится тратить на то, чтобы поддержать функционирование системы... Эти проблемы привели к тому, что дефицит бюджета SOMO за последние 5 лет составил $400 миллионов".
![]() |
|
• | Основная "рабочая лошадка" НАСА - ракета Delta-2 - сходит с производства... |
НАСА приняло решение передать управление DSN департаменту космической науки - но это означает только то, что $400 миллионов в следующие 5 лет будут изъяты из бюджета этого подразделения. В дополнение ко всему, Сенат дал НАСА указание немедленно начать приготовления к приватизации DSN, передавая управление системой одному из подразделений Lockheed Martin Corporation.
Хотя подкомитет НАСА в принципе симпатизирует желанию сэкономить за счет проведения приватизации, большинство его членов критически оценивают радикальную передачу управления системой именно в тот момент, когда необходимо произвести существенное расширение ее функций, чтобы они смогла в будущем справляться с все возрастающей нагрузкой. Более того, в частных беседах многие члены подкомитета называют это решение катастрофой. Однако эта позиция пока не нашла отражения в рекомендательном письме, поскольку Сенат принял решение непосредственно во время заседания подкомитета. Однако на прошлой неделе Подразделение планетарных исследований Американского астрономического общества издало официальное письмо, в котором выступает категорически против подобных действий: "Передача контроля за Директоратом телекоммуникаций и осуществления космических миссий (в состав которого входит DSN) увеличивает риск разрушения интегрированной группы инженеров, исследователей и операторов, которая обеспечивала неоценимую поддержку действиям по исследованию космоса по всей стране. Недостаток целостности в таком важном звене может поставить под угрозу возможность осуществления миссий по исследованию глубин космоса в национальном масштабе".
Вторая проблема связана с озвученным на заседании SSES фактом, что "Боинг" решил закрыть линию по производству ракет-носителей Delta-2. Эти ракеты наиболее часто используются для запуска космических экспедиций средней дальности.. Компанию понять можно - ВВС США (крупнейший покупатель Delta-2, использовавшихся, в основном, для запуска спутников при создании сети GPS (Global Positioning Sistem) вскоре переключится на использование ракет-носителей Delta-4 Medium той же компании. Запасы же готовых Delta-2 будут исчерпаны примерно к 2008 году.
Delta-4 сконструирована таким образом, чтобы перевозка на ней каждого килограмма груза стоила дешевле - и даже в самом миниатюрном варианте (Delta-4 Medium) ее мощность существенно превышает мощность предшественницы. Она способна вывести на геостационарную орбиту 4200 килограммов полезного груза (различные версии Delta-2 могли поднять от 900 до 1900 килограммов). Такие характеристики позволяют значительно экономить при запуске военных и коммерческих спутников: ведь можно вывести на орбиту одновременно несколько аппаратов, которые примут окончательное положение уже с помощью собственных двигателей.
Но научные спутники, как правило, требуют размещения на орбитах, значительно отличающихся друг от друга, а планетные зонды запускаются по принципиально различным траекториям с интервалом в несколько месяцев. В результате для применения в научных целях у Delta-4 есть излишние неиспользуемые возможности по сравнению с Delta-2. Возникает парадокс: новая ракета сконструирована так, чтобы килограмм выводимого на орбиту груза стоил на треть дешевле, чем на Delta-2, но тем не менее запуск Delta-4 обойдется в $65 миллионов, а Delta 2 - $50 миллионов. Аналогичные проблемы возникают и при использовании вместо Atlas-3 Atlas-5 Medium, ракеты-носителя, созданного Lockheed Martin в качестве конкурента Delta-4.
В итоге использование для запуска научных спутников более мощных ракет увеличивает стоимость полетов на $15 миллионов. На настоящий момент никто не собирается создавать новую ракету-носитель грузоподъемностью, аналогичной Delta-2. НАСА даже не может закупить ракеты-носители зарубежного производства: это прямо запрещает федеральное законодательство. Так что все основные проекты НАСА в скором времени будут стоить больше.
Продолжение см.
Комментарии читателей Оставить комментарий