«Ночной полет» над «Планетой людей»

29 июня 2000 года исполнилось 100 лет со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери. Он был автором не только знаменитой сказки «Маленький принц», но и повестей «Южный почтовый» (1929), «Ночной полет» (1931), «Планета людей» (1939), «Военный летчик» (1942), «Письмо заложнику»(1943). Его главная книга «Цитадель» так и не была закончена. Она была издана во Франции лишь спустя четыре года после гибели писателя, в 1948 г., а в русском переводе опубликована в 1994 г.
В творческом наследии Экзюпери переплетается опыт пилота с опытом писателя и философа. Писать, не летая, было не по нему, и вопреки требованиям врачей, грузный, 44-летний, еле втискивавшийся в кабину самолета, он упрямо совершал свои боевые вылеты, ломал машину, на честном слове дотягивал до аэродрома. И однажды – судя по немецким архивам – был расстрелян над морем, неповоротливый и безоружный.
З1 июля 1944 года он вылетел в разведку с авиабазы на Корсике. Его путь лежал на Лион. Вскоре прервалась связь с самолетом. Однако на прибрежной скале рыбаки нашли браслет, который мог бы принадлежать писателю. Но его друзья и коллеги не смогли отыскать ни самолета, ни погибшего товарища. Он ушел молниеносно, как и его Маленький принц…
Обстоятельства гибели Экзюпери так и остались до сих пор неизвестными. Правда, французский аквалангист Люк Ванр якобы обнаружил на дне Средиземного моря обломки упавшего самолета Экзюпери и теперь хочет больших денег за точные координаты находки и толику славы. Можно сказать, что слава Экзюпери стала в прямом смысле слова разменной монетой – его портрет, наверное, единственный из писательских портретов, изображен на французских купюрах.
Однако юбилейная суета имеет мало общего с вневременным диалогом между писателем и читателем, тем главным, из-за чего писатель бывает нужным, из-за чего он остается в памяти. Читательская интуиция подсказывает, что стихотворение Б.Пастернака «Ночь» как-то связано с именем Сент-Экзюпери. Ведь стихотворение, которое завершают знаменитые строки о долге художника, заложника вечности в плену у времени, почти полностью посвящено описанию ночного полета над Землей, материками, Парижем. Безымянный пилот из стихотворения присматривается к планете с нежностью и вниманием, свойственной летчику и писателю Экзюпери:
Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.
Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.
Можно сказать, что Пастернак почти цитирует первые страницы «Планеты людей» Сент-Экзюпери: «Никогда не забуду мой первый ночной полет – это было над Аргентиной, ночь настала темная, лишь мерцали, точно звезды, рассеянные по равнине редкие огоньки. В этом море тьмы каждый огонек возвещал о чуде человеческого духа. При свете вон той лампы кто-то читает, или погружен в раздумье, или поверяет другу самое сокровенное. А здесь, быть может, кто-то пытается охватить просторы Вселенной или бьется над вычислениями, измеряя туманность Андромеды…»
В чем обаяние писателя Экзюпери? Люди у него не превращаются в массу, в совокупность механических элементов. Его Маленький принц путешествует по разным планеткам и встречает на каждой лишь одного жителя, хозяина этого мира, будь то король или фонарщик. Сам писатель тоже готов каждого человека наделить статусом целой планеты: «Между мною и этой девушкой стоят ее мечты – как одолеть такую преграду? Я знаю, она замкнулась в своей тайне, в своих привычках, в певучих отголосках воспоминаний, она далека от меня, точно мы живем на разных планетах». Пилот Сент-Экс (так звали его друзья) на карте добавляет к унифицированным значкам личные отметки: ферму на горе, ручеек на лугу и пастушку с тридцатью баранами – стадо, которое может оказаться под шасси самолета во время незапланированной посадки. Унификация не для Экзюпери! Он проклинает всякий стандарт, всякий расчет на среднестатистического гражданина, массовую рекламу и массовую культуру: «Узы любви, связывающие сегодня человека с различными существами и предметами, так расшатаны и так непрочны, что человек не чувствует больше, как раньше, отсутствия близких существ и вещей… Холодильники взаимозаменяемы. И дома тоже, если они – лишь сборные. И жена. И религия. И партия… Пустыня - в человеке» («Письмо генералу X»).
Не забывайте, это может быть сказано про каждого из нас. Не увлекайтесь пустотой. Привязывайтесь к людям, любите свой дом, любите Землю, вспоминайте Экзюпери…
Смотри также "Компьютерная анимация "по Экзюпери"
Комментарии читателей Оставить комментарий