Евангелие Михаила Булгакова

Александр Зеркалов
Евангелие Михаила Булгакова
М.: ТЕКСТ, 2006.
Удивительно, но факт: «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова удалось стать самым популярным в России романом, не смотря на многомерную сложность текста, крамольность содержания и на то обстоятельство, что его настоящий смысл от большинства читателей ускользает. Чередование величавого ритма с самым издевательским гротеском, поражающие воображения фантасмагорические картины и драматическая любовь завораживают настолько, что все остальное кажется уже и не важным.
Между тем, идейные глубины «Мастера и Маргариты» остаются далеко не исчерпанными, великий роман остается пиршеством для внимательного читателя. Именно таким читателем и выступил Александр Зеркалов в своей книге «Евангелие от Михаила Булгакова».
Не будучи профессиональным литературоведом и сознательно отказываясь от исследовательских методов, недоступных обычному любознательному читателю, он шаг за шагом разбирает самую загадочную часть романа Булгакова – вставную новеллу о Понтии Пилате. «Маркеры» или «метки», оставленные в тексте романа самим автором, позволяют исследователю реконструировать процесс работы Булгакова с историческими источниками и в конечном итоге - дерзкий замысел его произведения.
Александр Зеркалов показывает себя мастером рассказа. Анализ текста романа, сравнительное описание источников: четырех Евангелий, Талмуда и исторических сочинений современников Христа - Иосифа Флавия, Филона и Александрийского и Тацита, - складываются в совершенно детективный сюжет. Особое внимание Зеркалов обращает на противоречия и недомолвки, которыми изобилуют все перечисленные источники – как оказывается впоследствии, именно им предстоит сыграть решающую роль в построении булгаковской версии событий в Иерусалиме начала Новой Эры.
В результате выясняется, что Булгаков был не только чрезвычайно вдумчивым исследователем-историком, но и творцом, которого иначе как гением не назовешь. В повести о Понтии Пилате он сумел разрешить противоречия в высказываниях различных древних авторов и при помощи минимума средств создать максимально правдоподобную картину гибели Иешуа-Иисуса.
Однако и решение такой сложной задачи оказывается лишь вершиной айсберга: Зеркалов показывает, как Булгакову удалось вложить в эту картину идейный смысл, далекий от христианской истории и близкий к современной ему политической обстановке – обстановке полицейского террора государственной машины, страшной в своей бездушной мощи.
Чтобы не портить удовольствие от чтения, не будем далее углубляться в пересказ книги Александра Зеркалова. Заметим лишь, что «Евангелие от Михаила Булгакова» - блестящий представитель научно-популярной литературы, жанра, сочетающего увлекательность повествования и доступность изложения с логической безупречностью и исследовательской скрупулезностью. Жанра, к сожалению, в наше сложное время практически вымершего.
Комментарии читателей Оставить комментарий