Американский психопат

Брет Истон Эллис
М.: Адаптек/T-ough press, 2003.
Про что: Патрик Байтмен - красивый, хорошо образованный, интеллигентный молодой человек. Днем он работает на Уолл Стрит, зарабатывая огромные деньги, служащие довеском к его истинному призванию. То, чем он занимается вечерами и по ночам, не может присниться разнеженному обывателю и в самом страшном сне. Ему двадцать шесть лет, и он живет собственной Американской мечтой.
Читать книгу на Lib.km.ru
Великий и ужасный
Еще недавно уважаемой публике потребовалось бы разъяснять, кто такой Алистер Кроули и почему книге этого давно умершего и едва ли такого уж классического писателя вдруг оказалась посвящена целая центральная статья. Теперь этого не требуется, поскольку он стал моден и популярен, если не как Коэльо, то уж как Кастанеда – точно. Что поделаешь, с Кроули нас объединяют характерные для рубежа веков и эпох сомнение, разочарование, поиск хоть какого-то смысла в происходящем, а заодно и новых путей развития человеческих мысли и духа.
Кроули, был сыном религиозных сектантов, получил кембриджское образование, духовидцем, мистиком, занимался альпинизмом, практиковал магию, пропагандировал психоактивные вещества и перестройку мира и основал Телемское аббатство (идею он заимствовал у Франсуа Рабле), обитатели которого руководствовались лозунгом: «Делай, что желаешь».
Такая яркая и самобытная, пусть даже и отдающая какой-то особой гнильцой и сумасшедшинкой, фигура, как Кроули, не может не привлекать внимание. Уступая Коэльо с Кастанедой по части позитивности (хотя и это тоже – как еще посмотреть), по части харизмы, ума и, главное, таланта - Кроули явно их превосходит.
Честно говоря, трудно однозначно ответить на вопрос, кто он такой - Пророк, Антихрист или Великий Комбинатор (кстати, Остап Бендер был современником Кроули). Вполне, между прочим, вероятно, что Кроули бы весьма польстил как первый и второй, так и третий эпитет. Так ли уж важно, в конце концов, кем Великим быть? Главное - чтоб быть Великим.
Контркультурные маргиналы, чернушники-одиночки и рокмузыканты признают в Кроули своего кумира и учителя, а простой народ любит, пестует и мифологизирует его также, как и других своих героев-злодеев – всяких там графа Дракулу, доктора Фауста, Дон Жуана, Ивана Грозного, маркиза де Сада…
Впрочем, кем бы его ни рисовали и кем бы он сам ни рисовался, Кроули был всего лишь человеком – тщеславным, озабоченным созданием своей негативной славы (вполне рукотворной) и готовым заработать на ней деньги. Не упускает случая пропагандировать себя и свои воззрения и в этой книге, написанной, кстати, главным образом ради заработка.
Сюжет романа состоит в том, как супружеская пара богатых аристократов сначала пристащается к наркотикам, а потом – заставляет себя отказаться от них силой воли. Подобно «Божественной комедии» Данте, книга делится на «Рай» и «Ад». Как легко догадаться, первая часть повествует о том хорошем, что происходит с человеком, начинающем употреблять вещества, а вторая – о том плохом, что его ждет впоследствии. «Чистилища» тут нет, однако оно подразумевается в самой возможности перерождения.
Не забыл Кроули вывести в книге и себя, любимого. Не под жалким видом наркомана, разумеется, а в обличии хитрого и мудрого персонажа, носящего прозвание Царь Лестригонов (лестригоны – это малоприятная людоедская народность, упоминавшаяся в плавании Одиссея). Именно он является инициатором и руководителем мозгопромыва главных героев – сэра Питера и его жены Лу.
Хотя порой Кроули и напоминает проповедника, и раздражает нарочитым желанием эпатировать, ему никак не откажешь в широчайшем культурном кругозоре и даровитости. С тех пор, как бал написана «Исповедь наркомана», прошло восемьдесят лет, и, потеряв способность шокировать (ей богу, Владимир Сорокин с Баяном Ширяновым в этом смысле раз в десять ужаснее), оно приобрело ценность по-настоящему художественного произведения.
В конце концов, коллеги Кроули по наркотической теме – начиная с «их» де Куинси и Ирвином Уэлшем и заканчивая «нашими» Агеевым и Венедиктом Ерофеевым – уже давно перестали вызывать нездорового ажиотажа и привлекать собственно запретностью темы наркотиков и начали рассматриваться как факты литературы.
Комментарии читателей Оставить комментарий