]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Главное
Главная → Главное
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Бессильные мира сего

17:00 4.05.2003

С. Витицкий СПб.: Амфора, 2003.   Про что: Звезды сцены отмечают свои юбилеи гала-концертами, мастера изображения - показательными выставками, а зубры фантастического жанра - новыми

С. Витицкий

СПб.: Амфора, 2003.

 

Про что: Звезды сцены отмечают свои юбилеи гала-концертами, мастера изображения - показательными выставками, а зубры фантастического жанра - новыми романами. Под ничем на первый взгляд не примечательным псевдонимом С. Витицкий на самом деле скрывается чуждый досужей славы супер-мега-монстр Борис Стругацкий, празднующий в этом году свое семидесятилетие. Предлагаемый вашему вниманию роман - как торжественный выход Гуру перед толпой застывших в восхищении почитателей. И надо признать, выход, достойный славы.

 

Читать книгу на Lib.km.ru


"+" ПОНРАВИЛОСЬ "-" НЕ ПОНРАВИЛОСЬ

Умно, сильно и ярко.

Философично.

Неоднозначно.

Невозможно оторваться.

Проследить сюжет довольно сложно .

Нелегкое чтение.

Мрачновато, несмотря на вроде как хеппи-енд.

 

Термин “фантастика” с некоторых пор имеет статус жесткого обозначения жанра, и воспринимается почти как ярлык, вроде жанра “детектив”. Для кого-то это то единственное, что вызывает интерес, поскольку не тычет в морду неприглядной окружающей действительностью, для других же - черная метка, знак “низкой”, примитивной организованной литературы, для написания которой не нужно ничего, кроме буйной фантазии.

 

Мы-то, конечно, знаем, что жанр – штука более чем условная. Что, в общем-то, и термин “детектив”, под которым, как правило, подразумевают прозаическое произведение, сюжет которого строится на поиске ответа на некий вопрос, бывает разный – сравните Донцову и Умберто Эко; и уж тем более – “фантастика”, называемая так только на том основании, что ее автор выдает то, чего в природе как бы не бывает, за то, что бывает. Объединение в одну кучу всей литературы, отвечающей этому критерию, кажется еще более непонятным и малообоснованным, нежели даже сближение Эко с Донцовой.

 

В рассуждениях о взаимоотношениях литературы и того, чего в природе не бывает, можно зайти очень далеко. Легко заметить, что литература – какой бы реалистичной она ни прикидывалась - вообще по большей части растет из вымысла, и заключить из этого, что вся литература, кроме разве что дневников, эпистолярии и мемуаристики – фантастика. Да те три, если как следует разобраться, частенько на поверку тоже оказываются еще той фантастикой.

 

Еще неоднозначнее получается с так называемой классикой фантастики – вроде Уэллса, Бредбери, Лема и Стругацких, - которую знают все, почти независимо от любви и нелюбви к “фантастике” и которая, с одной стороны, является началом жанра, а с другой – разительно отличается от своих “последователей” не только литературным качеством, но и мыслью.

 

Главная мысль фантастики массового спроса заключается в том, что ее действие разворачивается не здесь. Собственно, где именно: в прошлом, в будущем, на другой планете, в параллельной реальности, - при этом не суть важно. Зато важно, чтобы был путь и были какие-нибудь приключения: кого-то спасали, а кому-то наоборот били морду.

 

Фантастика такого сорта мало чем отличается от простых (как бы реалистичных) “приключений” с участием благородных бандитов, искателей сокровищ, краснокожих, мушкетеров, детей капитана Гранта, спецназовцев, урок на зоне и прочих. Кстати, половина этих самых “приключений” сочиняется по тому же методу, что и фантастика – не вылезая из одной комнаты, не углубляясь в скучные реалистичные детали и высасывая недостающие эффектные подробности из пальца.

 

В отличие от массовой, где фантастизм на фантастизме и фантастизмом погоняет, в классической фантастике мысль чаще всего одна: “А как бы повели себя люди, если…”. Эта центральная фантастическая идея не самодовлеюща, а совсем наоборот, нужна только как метафора какого-то глобального жизненного закона, для того, чтобы показать нам нечто в нашей же природе. Поэтому действие в классической фантастике, равно как и действие произведений большой литературы всех времен и народов, происходит как раз здесь и сейчас, с нами, где бы оно (как бы) ни разворачивалось: в прошлом, будущем, на другой планете или в параллельной реальности.

 

Так что совсем непонятно почему и то, и другое называется “фантастикой” и что из этого является фантастикой “на самом деле”, а что только притворяется ею.

 

Как бы там ни было, предлагаемая вашему вниманию книжка однозначно относится к той фантастике, действие которой происходит здесь и с нами. Причем не только в глобальном - общечеловеческом и общелитературном - но и в частном – буквальном - смысле. Главная же мысль в ней такова: а что было бы, если кто-то мог угадывать в людях их единственный истинный талант. Весь сюжет, довольно, надо сказать, сложный, местами детективный и с трудом (по крайней мере, пока не прочитана последняя страница) вычленяемый - строится и достраивается, развивая и углубляя эту мысль: откуда этот кто-то мог получить свой дар? есть ли кто-нибудь, стоящий над ним? каковы его взаимоотношения с теми, кого он в свое время “открыл”? куда и как люди употребляют свои уникальные таланты? – и так далее.

 

Знающим людям давным-давно известно, что под псевдонимом “Сэ. Витицкий” после смерти брата пишет не кто иной как скромный живой классик Борис Стругацкий. Поэтому дальнейшую рекламу этой замечательной книжки делать в общем-то не за чем. Скажем только, что перед вами произведение, достойное своего автора.

 

Темы: Книжный бизнес
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Верховная власть, словно внутренне боясь затронуть кажущийся взрывоопасным вопрос, продолжает медлить»
Хуго-Уго «Мотороллер»
Черный кролик, Андрей Грейчайник «Солнечный лучик» (интернет-сингл)
Ундервуд «Избранное 2»
Стерва «Кома» (интернет-сингл)
«Верховный главнокомандующий выдает желаемое за действительность»
Zero People «Песни времени»
Helvegen «Избранные» (ЕР)
Ермак! feat. Аффинаж «Эпизод VII: Разбуди меня» (интернет-сингл)
Посев (Егор Летов) «Сделай сам»
«МультFильмы», 28 августа, «16 Тонн»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.