Треть россиян почти не читает книг

Впрочем, если проанализировать эти данные, картина получится более объяснимая и потому менее шокирующая. Во-первых, миф о том, что наша страна является самой читающей, родился в те годы, когда регулярные массовые опросы не проводились. Суждения о том, кто и сколько читает, скорее, выдавали желаемое за действительное, то есть либо идеализировали, либо идеологизировали ситуацию с чтением.
На самом же деле, за последние десять лет доля «нечитателей» книг практически не изменялась, составляя, по данным опросов, от четверти до одной трети взрослого населения респондентов старше 18 лет. Если говорить о характеристиках «нечитателей», то половину их составляют люди пожилые, низко образованные, не имеющие особой квалификации, живущие в сельской местности.
На активность чтения влияют, прежде всего, такие характеристики респондентов, как возраст — чем моложе респонденты, тем чаще они обращаются к книгам, уровень образования (в том числе и родителей — дети образованных родителей читают активнее других) и место проживания — чем крупнее город, тем больше там активных читателей. В данных полее подробного опроса ВЦИОМ 1998 года эту тенденцию наглядно демонстрировали такие цифры: в Москве и Питере не читали книг или читали их редко 19% опрошенных, в других крупных городах – 25%, в малых городах – 32%, в селах – 41%.
И еще одно важное обстоятельство, влияющее на пристрастие, склонность или просто привычку к регулярному чтению книг, - наличие дома книжного собрания. Книги дома – это уже признание ценности чтения, книжной культуры, некий залог того, что растущие в таком доме дети читать, скорее всего, будут.
Если посмотреть, как распределяются домашние библиотеки различных размеров от столицы и крупных городов к периферии, к селу, понятнее становится, почему и активность чтения книг, и разнообразие жанровых предпочтений значительно выше в более крупных городах. Если в Москве и Петербурге не держат дома книги 12% респондентов, в крупных городах – 28%, в малых – 30%, то в селах – 46%!
Большие библиотеки (свыше 1000 книг) в столицах есть у 8% населения, а в селах – лишь у 1%, что с учетом возможной погрешности в результатах опроса превращает эту цифру в почти неразличимую. Причина здесь не столько в самом человеке, сколько в сложившейся в советское время системе распределения культурных благ, в том числе системы распространения книг.
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что сегодняшний издательский бум породит читателей книг не столько в этом, сколько в будущем поколении. Если, конечно, развитие компьютерных технологий не приведет к глобальному пересмотру взглядов на книгу как носитель и источник информации.
По материалам газет «Книжное обозрение» и «Век»
Комментарии читателей Оставить комментарий