Долина идолов

Михаил Веллер
СПб.: Пароль, 2003.
Про что: Новая книжка популярного прозаика Михаила Веллера, к сожалению, не художественная. Впрочем, не смотря на то, что входят в нее в основном вольностильные повествования про литературу и писателей, читается она ничуть не менее увлекательно, чем художественная. Поэтому такие обозначения жанров этих повествований, как “роман” и “повесть” вполне оправданны. Веллер не просто остёр и легок на язык, но и ухитряется построить литературоведческую и историколитературную статью со множеством умных мыслей по той же мерке, что и художественный текст.
Читать книгу на Lib.km.ru
"+" ПОНРАВИЛОСЬ "-" НЕ ПОНРАВИЛОСЬ
Ярко, осторо и вкусно.
Умно и независимо.
Легко и с удовольствием читается.
При этом, однако, глубоко.
Не литература, а окололитературность.
Годится основном для читателя, закончившего филфак.
Ощущается определенное снобство.
Оценки текущего литературного процесса более чем спорные.
Типичная реалия русской литературы всех эпох - писатель, раньше специализировавшийся на сюжетно прозе, почему-то перестает писать сюжетную прозу и сосредотачивается на публицистике. Иной раз думаешь, чего бы это? Фантазия закончилась? Земная жизнь перешла за половину? Пора подумать о душе, окучить посаженное дерево, дать подзатыльник сыну?
Много раз говорено: специфика русскоязычного писательства заключается в том, что писатель, - будь то поэт с большой буквы “пэ” или просто модный беллетрист, - у нас никогда не ограничивается кругом задач профессионального сочинительства, и все время то не дотягивает до них, то норовит вылезти за их пределы.
Что причина этого - в дремучей мифологичности национального сознания, веками имевшего дело с одной только Книгой, и то больше понаслышке и издалека, да и читать-то в своей основной массе научившегося какие-то несчастные семдесят-восемдесят лет назад.
Что поэтому если у нас кто-то что-то такое написал, да его еще и читают, то к написанному (просто на том основании, что оно написано пером) относятся не как к чьему-то глубоко личному измышлению, а как к Откровению и Писанию, и после этого кидаются либо ставить автору чугунный памятник и бить лбом об пол, либо жечь автора на костре и топить в унитазе его сочинения.
Что, с одной стороны, отсюда естественным образом растут извечные национальные госконтроль, цензура и показательные процессы над разными “неправильными” и учащими болвана-читателя не тому, чему следует, авторами; а с другой - неуемное желание самих авторов не столько собственно писать, сколько самоутверждаться, в числе прочего пиша, а так - светиться, проповедовать, вещать, отзываться, критиковать, - словом, учить тому, как на самом деле устроен мир.
Писатель переселяется из книжек в газету, на радио, в телевизор. И впечатление такое, что именно к этому-то он всегда и стремился, а писательство использовал как удобный для того повод. Если известность и кой-какой писательский заработок уже есть - то к чему сюжетосложение, чего выпендриваться, словно убогие лоточники-ширпотребщики, которым то ли бакшиша сорвать надо, то ли о жизни и себе сказать нечего.
Кстати, читатель, считающий себя чего-то в литературе соображающим совершает встречное движение. Личность писателя в итоге оказывается для него гораздо интереснее того, что он написал - отсюда большая популярность странного жанра художественно-автобиографическо-публицистических заметок, в котором в едином порыве сливаются национальные писательско-читательские чаянья.
Популярный писатель Михаил Веллер, даром что еврей и вообще почти иностранец, всячески отмежевывающийся от русской “литературной тусовки”, полностью этой тенденции соответствует. Его новая книжка (и в своем роде не первая) выдержана как раз в описанном духе, и потому продается и читается на ура.
Что жанровых или тематических америк автор в этой книге не открывает, так это даже и хорошо. Ну, публикует уже известное широкой общественности произведение “Ножик Сережи Довлатова”, на этот раз дополненное подробным автокомментарием с остроумным названием “Не ножик не Сережи не Довлатова”… Ну, отмечается по поводу ряда злободневных, и находящихся у всех на слуху фишек – массовая культура, мат в жизни и литературе, писательская кухня, “Черный квадрат” Малевича, опять же… Ну, ругает российскую действительность… Ну, рассказывает о том какой он, автор, хороший человек и писатель…
Про знакомое да в знакомом ключе читать всегда приятно. Особенно когда написано красиво и остроумно – а писать красиво и остроумно Веллер изрядный мастер.
Он не только завертывает фразы в виньетки и виртуозно ругается, но и ухитряется так подать свои рассуждения о сущности жизни и литературы, - местами пафосные, местами тоскливые и почти везде спорные, - что проглотить их приятно. И даже, пожалуй, еще хочется.
Что подкупает, так это авторская самоирония. Не такое уж часто встречающееся в писателе (а особенно в русскоязычном писателе – см. выше) качество. Ехидничать по поводу “всех” – козлов по определению – гораздо проще и удобнее, чем, выйдя с проповедью, честно сказать:
“Да, я тут вам проповедовать вышел, уж простите, мя, грешного”.
Комментарии читателей Оставить комментарий