]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Главное
Главная → Главное
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Долина идолов

18:00 16.03.2003

Михаил Веллер СПб.: Пароль, 2003.   Про что: Новая книжка популярного прозаика Михаила Веллера, к сожалению, не художественная. Впрочем, не смотря на то, что входят в нее в основном

Михаил Веллер

СПб.: Пароль, 2003.

 

Про что: Новая книжка популярного прозаика Михаила Веллера, к сожалению, не художественная. Впрочем, не смотря на то, что входят в нее в основном вольностильные повествования про литературу и писателей, читается она ничуть не менее увлекательно, чем художественная. Поэтому такие обозначения жанров этих повествований, как “роман” и “повесть” вполне оправданны. Веллер не просто остёр и легок на язык, но и ухитряется построить литературоведческую и историколитературную статью со множеством умных мыслей по той же мерке, что и художественный текст.

Читать книгу на Lib.km.ru


"+" ПОНРАВИЛОСЬ "-" НЕ ПОНРАВИЛОСЬ

Ярко, осторо и вкусно.

Умно и независимо.

Легко и с удовольствием читается.

При этом, однако, глубоко.

Не литература, а окололитературность.

Годится основном для читателя, закончившего филфак.

Ощущается определенное снобство.

Оценки текущего литературного процесса более чем спорные.

 

Типичная реалия русской литературы всех эпох - писатель, раньше специализировавшийся на сюжетно прозе, почему-то перестает писать сюжетную прозу и сосредотачивается на публицистике. Иной раз думаешь, чего бы это? Фантазия закончилась? Земная жизнь перешла за половину? Пора подумать о душе, окучить посаженное дерево, дать подзатыльник сыну?

 

Много раз говорено: специфика русскоязычного писательства заключается в том, что писатель, - будь то поэт с большой буквы “пэ” или просто модный беллетрист, - у нас никогда не ограничивается кругом задач профессионального сочинительства, и все время то не дотягивает до них, то норовит вылезти за их пределы.

 

Что причина этого - в дремучей мифологичности национального сознания, веками имевшего дело с одной только Книгой, и то больше понаслышке и издалека, да и читать-то в своей основной массе научившегося какие-то несчастные семдесят-восемдесят лет назад.

 

Что поэтому если у нас кто-то что-то такое написал, да его еще и читают, то к написанному (просто на том основании, что оно написано пером) относятся не как к чьему-то глубоко личному измышлению, а как к Откровению и Писанию, и после этого кидаются либо ставить автору чугунный памятник и бить лбом об пол, либо жечь автора на костре и топить в унитазе его сочинения.

 

Что, с одной стороны, отсюда естественным образом растут извечные национальные госконтроль, цензура и показательные процессы над разными “неправильными” и учащими болвана-читателя не тому, чему следует, авторами; а с другой - неуемное желание самих авторов не столько собственно писать, сколько самоутверждаться, в числе прочего пиша, а так - светиться, проповедовать, вещать, отзываться, критиковать, - словом, учить тому, как на самом деле устроен мир.

 

Писатель переселяется из книжек в газету, на радио, в телевизор. И впечатление такое, что именно к этому-то он всегда и стремился, а писательство использовал как удобный для того повод. Если известность и кой-какой писательский заработок уже есть - то к чему сюжетосложение, чего выпендриваться, словно убогие лоточники-ширпотребщики, которым то ли бакшиша сорвать надо, то ли о жизни и себе сказать нечего.

 

Кстати, читатель, считающий себя чего-то в литературе соображающим совершает встречное движение. Личность писателя в итоге оказывается для него гораздо интереснее того, что он написал - отсюда большая популярность странного жанра художественно-автобиографическо-публицистических заметок, в котором в едином порыве сливаются национальные писательско-читательские чаянья.

 

Популярный писатель Михаил Веллер, даром что еврей и вообще почти иностранец, всячески отмежевывающийся от русской “литературной тусовки”, полностью этой тенденции соответствует. Его новая книжка (и в своем роде не первая) выдержана как раз в описанном духе, и потому продается и читается на ура.

 

Что жанровых или тематических америк автор в этой книге не открывает, так это даже и хорошо. Ну, публикует уже известное широкой общественности произведение “Ножик Сережи Довлатова”, на этот раз дополненное подробным автокомментарием с остроумным названием “Не ножик не Сережи не Довлатова”… Ну, отмечается по поводу ряда злободневных, и находящихся у всех на слуху фишек – массовая культура, мат в жизни и литературе, писательская кухня, “Черный квадрат” Малевича, опять же… Ну, ругает российскую действительность… Ну, рассказывает о том какой он, автор, хороший человек и писатель…

 

Про знакомое да в знакомом ключе читать всегда приятно. Особенно когда написано красиво и остроумно – а писать красиво и остроумно Веллер изрядный мастер.

Он не только завертывает фразы в виньетки и виртуозно ругается, но и ухитряется так подать свои рассуждения о сущности жизни и литературы, - местами пафосные, местами тоскливые и почти везде спорные, - что проглотить их приятно. И даже, пожалуй, еще хочется.

 

Что подкупает, так это авторская самоирония. Не такое уж часто встречающееся в писателе (а особенно в русскоязычном писателе – см. выше) качество. Ехидничать по поводу “всех” – козлов по определению – гораздо проще и удобнее, чем, выйдя с проповедью, честно сказать:

“Да, я тут вам проповедовать вышел, уж простите, мя, грешного”.

Темы: Книжный бизнес
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
Алаудинов призвал ужесточить наказание за разжигание межнациональной розни
© KM.RU, Алексей Белкин
Баку передал СК России доказательства убийства азербайджанцев на Урале
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Бесчисленные примеры свидетельствуют, что исламский фундаментализм не склонен к компромиссам тогда, когда ощущает за собой силу»
«Весь мир с удивлением наблюдал за самым настоящим афганским блицкригом, подчас отказываясь верить своим глазам»
Влиятельный PR-технолог Александр Андрианов понял, как сделать Россию сильнее
Как избежать одиночества? Советы от экспертов
Пир во время чумы: «Алые паруса» свели на нет заклинания властей о вакцинации
Скандальная поп-принцесса Бритни Спирс
Принцесса Диана: тайны жизни и смерти
Воспитание детей. Основные моменты
Андрей Кудин «Ангел»
Nightmare «Aeternam»
Действуй! «Девушка-айтишник» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.