В Интернете тусуются ангелы

«С изобретением Интернета человечество вступило в свою последнюю эпоху – «люди как ангелы». Обратите внимание, именно «как». Нет плоти, но есть дух, есть личность. Голод, смерть, секс – все осталось по эту сторону монитора. Умрешь – воскреснешь с новым ником. И только клавиатура почему-то забивается кусочками кожи и крошками еды, да и смерть тела никто не отменял. А Интернет не перестает принимать в свои ряды все новых псевдоангелов …», -
после выступления Сергея Обломова (автора романа «Медный кувшин старика Хоттабыча») на круглом столе «Современная литература и Интернет» (проходившем в Доме Кукера 13 февраля), воцарилось непривычное молчание. Распаленные предшествующей, до комичности серьезной дискуссией о вреде и пользе смайликов, собравшиеся сетевые литераторы сосредоточенно переваривали все вышеуслышанное, задумчиво пуская вверх табачные кольца. Все попытки ведущей «вечера» (дело было днем) сподвигнуть аудиторию на «вопросы докладчику» были тщетны. Лишь издатель Игорь Захаров (знаменитый прежде всего своей акунинской серией) нервно выдохнул: «Права на этот спич уже приобретены издательством «Захаров».
Хотя выступления других участников встречи никто «приобретать» не торопился, дискуссии, следовавшие за ними, были не в пример оживленнее. Так, Владимир Тучков (писатель, в частности, автор цикла рассказов «Смерть приходит по Интернету») решил подорвать «Китайского летчика» революционным исследованием о влиянии смайликов на письменный русский язык. Академичное описание «интонационно-эмоциональной функции определенного сочетания символов сетевого языка» было вовремя пресечено всеобщей пикировкой о «паразитах сетевого языка». Максим Мошков (отец-основатель первой и на сегодня самой крупной электронной библиотеки в Рунете) уподобил эти печатные «символы раздора» смеху за кадром в американских сериалах. Подчеркнув, что никогда их не использует, он все же взгрустнул, что из-за этого респонденты часто не понимают его шуток.
Наконец опомнившись, сетевая литературная общественность призвала саму себя к порядку, дабы сосредоточиться на чем-то более глобальном. Немного обсудив особенности интерактивной журналистики, присутствующие опять не смогли придти к единому мнению: в то время, как одни воспевали преимущества обратной связи с читателем, другие скептически язвили насчет психических и других особенностей этого самого «читателя», которого все время тянет писать отзывы на все, что ему попадется на глаза.
Припозднившийся Виктор Ерофеев («Русская красавица», «Пять рек жизни», «Мужчины», «Время рожать» и т.д.) внес свою лепту в царивший хаос. Не размениваясь на смайлики, одним махом он емко ответил на главные вопросы «повестки дня»: «Вся русская литература – это один сплошной Интернет. Вы вспомните бал Наташи Ростовой! И Сонечку Мармеладову, торгующую телом, которого нет! А по поводу моего отношения к Интернету … вспоминается отзывы Гоголя о фотографии – «изобретение хорошее, но опасаюсь за нравственные последствия». Что же касается будущего – сравнение тривиальное, но очевидное: как кино не отменило театр, так и Интернет не уничтожит книгу».
На протяжении всей встречи душой со всеми присутствующими был также Макс Фрай (писатель/поэт/критик). Решив, что «псевдоангелу» не пристало являть миру свою телесную оболочку, он выходил на связь посредством ISQ. Характерные звуки «аськи», то и дело обрывавшие пламенные речи выступавших, провоцировали неуместные приступы неконтролируемого смеха. Реагируя отнюдь не на все заявленные топики, во время обсуждения целесообразности интерактива он процитировал Шопенгауэра «сами вещи важнее мнения о них», подразумевая под «вещами» свои нетленные произведения. Что касается выделения сетевой литературы в отдельный жанр – Фрай был категоричен: «Сетевой литературы не существует. Это лишь иной формат, хотя чем дальше, тем больше форма будет влиять на содержание». Засим и был таков.
Что же, весьма конструктивно для начала. В ближайшее время планируется поднять такие темы, как «Эксперименты в кино и Интернет», «Музыка и Интернет», «Изобразительное искусство и Интернет». «Надо чаще встречаться!» (хотя, похоже, этот лозунг, а заодно и рекламу, уже запретили).
Алина Старинец
Ждем Ваших откликов на статью...
Комментарии читателей Оставить комментарий