]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Главное
Главная → Главное
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

КЛАДБИЩЕНСКИЕ ИСТОРИИ

15:33 14.11.2004

• «Черный гроб на колесиках». Борис Акунин, Григорий Чхартишвили М.: КоЛибри, 2004.   Про что: Борис Акунин и Григорий Чхартишвили, совершенно, на первый взгляд, разные люди и писатели,

• «Черный гроб на колесиках».

Борис Акунин, Григорий Чхартишвили

М.: КоЛибри, 2004.

 

Про что: Борис Акунин и Григорий Чхартишвили, совершенно, на первый взгляд, разные люди и писатели, решили объединить свои усилия и совместно написали эту книжку. Оба господина гордо назвали себя «тафофилами» и приступили к обследованию кладбищ (Старого Донского, Хайгейтского, Пер-Лашез, иностранного кладбища Иокогамы, кладбища Грин-Вуд в Нью-Йорке и Еврейского кладбища на Масленичной горе в Иерусалиме), внося каждый свой вклад: Чхартишвили – задумчивыми историко-культурными очерками, а Акунин – кладбищенской беллетристикой. 

 

Мертвые с косами стоять – и тишина…

 

Немного странное дело для свежесозданного издательства, каковым является «КоЛибри», сразу же начинать «за упокой». Тем не менее, по зловещей иронии судьбы, первым же его проектом оказалось издание, чьи характерные цвет и форма вызывают в памяти не то пафосный гранитный памятник с номенклатурной могилы, не то «черный гроб на колесиках». Начинается книга тоже не особенно оптимистично - с любовно развиваемой мысли о том, что наши города принадлежат не нам: если собрать в одном месте всех жителей, то мертвых окажется намного больше, чем нас, живых. Да уж, есть над чем призадуматься.

 

Не смотря на то, что похороны, кладбища и смерть – тема, которая, безусловно, касается всех (в том смысле, что все мы там будем), речь тут не совсем об этом. Чхартишвили (в пишущем дуэте он, судя по всему, за главного, не смотря на то, что его имя на обложке набрано более мелкими буквами) заявляет сразу: действующие кладбища ему не интересны. Смерть и горе – это не то, о чем он хотел написать. Несимпатичны ему (им обоим) и «официальные» некрополи, на которых обычно хоронят покойников государственной важности. А интересны и симпатичны старые, не особенно культивируемые упокоища с заросшими могилами, полустертыми надписями на покосившихся памятниках, кладбища, на которых лежат всем забытые мертвецы. «Места, где остановилось время», - как называет их Чхартишвили. А может, Акунин? Кто их разберет! Впрочем, подобного признания можно было бы и не делать – настолько это характерно и для ретро-беллетриста Акунина, и для исследователя писателей-самоубийц Чхартишвили.

 

Как признаются авторы, «Кладбищенские истории» писались долго, пять лет, небольшими кусками, от случая к случаю. Так и подобает произведению на столь тяжеловесную тему, хотя поверить в это, честно говоря, сложно. Старые кладбища можно рассматривать двояко. С одной стороны, у каждого симпатичного местечка, принадлежащего к этой породе, есть своя небезынтересная история, свои достопримечательности и знаменитости. Можно соловьем заливаться о них. С другой стороны, кладбище – это персонаж фольклора, и про каждое, а уж тем более про старое, можно такого понарассказывать, что мама дорогая. Кстати, в некоторых странах как раз бытовала такая традиция – посвящать все ноябрьские вечера жутким рассказам про оборотней, мертвецов и вампиров. Ах, как хочется чего-нибудь страшненького, от чего бы кровь застыла в жилах! Но не тут-то было.

 

Темы страшно любопытные и совершенно неисчерпаемые, но «Кладбищенские истории», хотя и затрагивают их поочередно, ни одну не развивают так, как того просит читательская душа. Ну, не верится, что Донское кладбище ограничивается Салтычихой и княжной Шаховской, умершей при операции профессора Снегирева, а Пер-Лашез – Джимом Моррисоном! Если лучшие кладбища мира заслуживают научного сериала «Би-би-си» или хорошего большого толстого томика, то это – брошюрка, которую запросто прочитываешь за раз. А хочется читать месяц, не отрываясь.

 

Но пора бы уже перейти от ругани к достоинствам этой книги, иначе читатель может подумать, что их у нее нет, в то время как они у нее все-таки есть. Повествования о шести кладбищах, расположенных в разных концах света, складываются в единый сюжет, притом довольно интересный.

 

Поскольку кладбище у Акунина-Чхартишвили выступает не только и не столько как некий памятник культуры и нагруженный смыслами топос, сколько как репрезентация национального восприятия смерти, получается интересное хождение по своеобразным «кругам ада». Самым страшным из кладбищ оказывается японское кладбище для иностранцев (рассказ о котором, по понятным причинам, получился самым удачным), а самым нестрашным – еврейское кладбище, где деловито ждут воскресения. Остальные кладбища располагаются где-то посередине. Грин-Вуд – нестрашное кладбище, а вот лондонский Хайгейт, на котором лежат Карл Маркс и Джек Потрошитель – страшное, Пер-Лашез, где гомосексуалисты самозабвенно целуются с памятником Оскару Уайльду – не страшное, а вот Донское, где лежит Чаадаев – почему-то страшное. Любопытная градация, не правда ли?

 

Да и вообще, пожалуй, зря мы тут упрекали Акунина с Чхартишвили в неполноте собранного ими материала и широте взгляда. Ведь, может быть, эта книга – лишь приглашение прогуляться по старым кладбищам. Пока их не срыли и не залили асфальтом.

 

Читать книгу на Lib.km.ru

 

В том же духе:

 

Григорий Чхартишвили "Писатель и самоубийство"

М.: Новое литературное обозрение, 2001.

 

Солидное исследование культурно-психологического феномена самоубийства. На примере писательской братии он раскрывается наиболее интересно: писатели, как и все творческие люди, это «группа риска». Кроме того, писатели-самоубийцы – это люби оставившие о себе наиболее внятные сведения.

 

Читать книгу на lib.km.ru

Купить книгу на shopping.km.ru

 

Борис Акунин "Любовник Смерти"

М.: Захаров, 2001.

 

Классический детективный роман Акунина, того еще времени, когда его все нахваливали. Написанный в стиле детективов XIX столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления раскрывались с изяществом и вкусом, к сожалению, к нашему времени немного растерявшимися.

 

Читать книгу на lib.km.ru

Купить книгу на shopping.km.ru

 

А. Усачев, Э. Успенский "Жуткий детский фольклор"

М.: Росмэн, 1998.

 

Страшные истории, среди которых немало кладбищенских. В отличие от взрослых, дети не замалчивают тему смерти и не отодвигают ее на необозримую перспективу, а живо интересуются всеми ее аспектами и горазды об этом поговорить. Если сравнивать детские страшилки с «Кладбищенскими историями», то первые дадут сто очков вперед.

 

Читать книгу на lib.km.ru

Купить книгу на shopping.km.ru

Темы: Книжный бизнес
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Коллаж © KM.RU
Медведев назвал последствия удара США по Ирану
Путин подписал закон о защите русского языка
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой
Медведев: зона может быть «буферной, а завтра уже не буферной»
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Россия, пошедшая на соглашение в Хасавюрте, на деле спасовала перед сворой воинствующих русофобов и террористов»
Кремлевские «враги народа» и «дураки народа»
«Власть теряет управление, погружена в хаос, сама является его частью, и любое её действие лишь увеличивает разрушительную силу хаоса»
Случилось неслыханное: российская дипломатия после летаргического сна внезапно пришла в себя
Ольга Котлярова осуществила давнюю мечту на «Органных вечерах в Кусково»
Сны Саламандры «Сашенька» (интернет-сингл)
Почему мы меняем золото на «бумажки»?
Что делать российским спортсменам? Выступать под флагом СССР
Украина и Закавказье: распад государств, дележ территорий и полное «отуречивание». Часть вторая
Castle Heat «Так должно быть?» (интернет-сингл)
«Ружье под названием Украина, висящее на стене России несколько столетий, наконец, выстрелило»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.