Женское детективное агентство №1

Александер Макколл Смит
М.: Издательство Ольги Морозовой, 2006.
Детектив – это всегда не столько жанр литературы, сколько аттракцион, а следователь, в свою очередь, не столько персонаж, сколько сюжетная функция. Чтобы завуалировать этот неприглядный факт, авторы обычно стараются наделить своего следователя индивидуальностью, то есть придать ему как можно больше экзотических свойств. Детективы-старушки, детективы-монахи, детективы со смешными нафабренными усами, детективы с седыми висками и слугами-японцами, детективы-кокаинисты, детективы с нелепыми именами и фамилиями… Полная портретная галерея литературных следователей могла бы занять немало места, а украсить свой роман-расследование каким-нибудь принципиально новым изобретением – задача не из простых.
Александеру Макколлу Смиту, шотландскому писателю, профессору медицины, путешественнику и музыканту, однако, удалось ее решить блестяще. Во-первых, придуманная им героиня - Мма Рамотсве - необычайно колоритна: это толстая тридцатичетырехлетняя негритянка из Ботсваны – африканской страны, большую часть которой занимают алмазные копи и пустыня Калахари. Во-вторых, в отличие от бесчисленного множества произведений детективной литературы, в книге Александера Макколла Смита не раскрыто ни одного заговора государственного масштаба, не найдено ни одного бриллиантового ожерелья и не поймано ни один маньяка, приканчивающего своих жертв каким-нибудь неожиданным способом. Все «дела» Мма Рамотсве просты и будничны: старик выдает себя за пропавшего отца молодой женщины и живет на ее содержании, негодяй пытается трижды с разных работодателей получить компенсацию за один и тот же отрезанный палец, мужчину по время крещения в реке утаскивает крокодил. Самым серьезным «делом» оказывается поиск мальчика, украденного колдуном ради амулетов из человеческих костей.
Расследования Мма Рамотсве вообще не занимают в романе основного места, они являются для автора лишь удобным поводом показать жизнь африканской глубинки. Личная жизнь чернокожей толстушки бальзаковского возраста куда интереснее, чем все заговоры, бриллианты и маньяки вместе взятые. Макколл Смит с удовольствием рассказывает о семье первой женщины-детектива Ботсваны (мать умерла; отец трудился на шахте, вкладывая все заработанные деньги в покупку скота; в детстве - приз за лучший рисунок о родине; в юности неудачно вышла замуж; потеряла ребенка), с умилением – о налаживании бизнеса (покупка офиса; отштукатуривание стен; красноволосая секретарша; симпатичный фургончик для служебных нужд), с наслаждением – о быте (домик с садиком, тыквенная каша по вечерам). Все чинно, уютно, благодушно, живописно и невероятно искренне.
Яркий африканский колорит романов Макколла Смита (чернокожей детективше посвящен целый цикл его произведений) вкупе с редкой человечностью героини были весьма высоко оценены киношниками: права на экранизацию приключений Мма Рамотсве уже куплены Энтони Мингеллой, снявшим «Английского пациента», «Талантливого Мистера Рипли» и «Холодную гору».
Комментарии читателей Оставить комментарий