Англичане «подвесили» свой парламент

В Великобритании подводят итоги состоявшихся накануне парламентских выборов. Уже очевидно, что правившая до сих пор Лейбористская партия потерпела чувствительное поражение, однако суть британской политической системы такова, что проигравшая партия может остаться правящей, если сумеет сформировать коалицию.
По состоянию на 07:00 по местному времени (10:00 мск), когда итоги подведены в 585 из 650 округов, оппозиционная Консервативная партия получает 282 мандата, правящая Лейбористская – 227,а либерал-демократы, которых считали способными совершить сенсацию на этих выборах, лишь 49 мандатов. Далее следуют малые партии; в частности, впервые в истории получила депутатский мандат в Палате общин парламента британская Зеленая партия.
Таким образом, впервые за последние 35 лет в Великобритании ни одна из ведущих политических партий в результате парламентских выборов не получила абсолютного большинства (более 50%) в Палате общин британского парламента. Таким образом, напоминает РИА «Новости», возникает ситуация т. н. «подвешенного парламента» (hung parliament), и в действие вступают специальные правила, заранее разработанные представителями ведущих политических партий и государственной службы Великобритании.
Согласно этим правилам, прежнее правительство сохраняет полномочия до формирования нового даже в том случае, если кто-то из министров в результате выборов перестал быть депутатом парламента. Параллельно определяется, насколько действующий премьер-министр и его партия способны в одиночку или в сотрудничестве с другими партиями сформировать работоспособное правительство. Согласно установленным в Великобритании правилам, именно правившая до выборов партия имеет право «первой ночи» на попытку формирования правительства. Таким образом, лейбористы смогут удержаться у власти, если образуют коалицию с либерал-демократами, что представляется не очень вероятным.
Первым тестом на доверие новому правительству становится тронная речь королевы – программа законодательной работы нового парламента, которую пишет правительство. Если правительство не заручается поддержкой как минимум половины депутатов Палаты общин, то оно теряет вотум доверия и должно уйти в отставку, а новым премьер-министром автоматически становится лидер крупнейшей оппозиционной партии. Обычно на формирование нового правительства отводится около недели после выборов, на подготовку тронной речи – около двух недель. В этом году, предвидя возможность появления «подвешенного» парламента, эти сроки были расширены. Парламент соберется на первое заседание лишь 18 мая, а тронная речь королевы запланирована на 25 мая. Тогда и станет понятно, произойдет ли смена власти.
Что касается возможного прихода к власти в Великобритании консерваторов, то для России такое развитие событий могло бы означать некий новый этап в российско-британских отношениях, к чему Россия готова, отметил в интервью телеканалу «Россия-24» председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев. Парламентарий резко раскритиковал деятельность лейбористского правительства по отношению к России, назвав 13 лет, в течение которых эта партия находилась у власти, «потерянными годами» для российско-британских отношений. «Там было много потрясений: и дело Литвиненко, и Британский совет в России, и многое другое. Но думаю, что в этих отношениях не было политической воли с британской стороны к тому, чтобы как-то выходить из этих потрясений и обретать друг друга в качестве партнеров; так, как мы это сумели сделать в наших отношениях с другими европейскими лидерами – Германией, Францией, Италией и многими другими», – заявил депутат.
По словам Косачева, консерваторы для России «более предсказуемы». «В ПАСЕ, где у меня – свой собственный опыт, мы с британскими консерваторами находимся в одной политической группе (я имею в виду «Единую Россию» и британских консерваторов), – говорит депутат. – Мы уже успели хорошо понять друг друга и выработать отношения доверия, которые существенным образом помогли нам проходить кризисы, как, например, ситуацию в августе 2008 года на Южном Кавказе. Поэтому британские консерваторы для нас предсказуемы и понятны. Хотя это – тоже достаточно проблемный и трудный партнер, но работать с ними можно».
Комментарии читателей Оставить комментарий