]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

У России - «провал в легитимности»

18:09 10.11.2010
, Кирилл Говоров

РПЦ: «Дискуссия об основах нашей государственности только начинается»

Общественная дискуссия об идейных основах государственного строя в России получила новый интеллектуальный импульс – уже от Русской православной церкви. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, слова которого приводит агентство «[http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=38087 Интерфакс-религия]», предложил восполнить «провал в легитимности» государственного строя России, образовавшийся в результате Октябрьской революции.

«Большевики, захватившие власть в 1917 году, сделали невозможным проведение Учредительного собрания, которое должно было избрать для страны форму правления. Этот провал в легитимности до сих пор ставит под вопрос преемственность нашей государственности и согласие с волей народа и того выбора, который был сделан без него», - заявил отец Всеволод на круглом столе в рамках проходившей в Москве выставки-форума «Православная Русь».

Дискуссия об оптимальном для России государственном устройстве, продолжил он, не получила достаточно серьезного развития и в 1993 году, когда принималась ныне действующая Конституция. «Понятно, почему эта дискуссия не была достаточно подробной: общество не научилось еще жить в условиях свободы, и некоторые из дискуссий того времени приводили к вооруженному столкновению в центре Москвы, а некоторые приводили к хаосу. Поэтому можно понять власти, которые тогда эту дискуссию не приветствовали и не способствовали тому, чтобы она развивалась», - отметил священник.

То, что такой дискуссии не было и «не были учтены все имеющиеся варианты политического развития страны», сегодня, по мнению представителя Церкви, «обедняет наши перспективы». «Вот почему дискуссия об идейных основах нашей государственности, о том, как народ или разные слои элиты должны участвовать в строительстве общего дома, не окончена, а только начинается», - сказал священник.

Говоря о том, каким образом Церковь могла бы внести свой вклад в дискуссию о будущих идейных и политических основах строя в России, отец Всеволод предложил готовить ежегодные доклады с оценкой текущей ситуации и обрисовкой «картин будущего». В качестве положительного примера таких разработок он привел появившийся недавно доклад «Третий Рим. Суверенная модернизация», который подготовили православные эксперты Кирилл Фролов и Кирилл Логинов. Отец Всеволод признался, что не готов подписаться под каждым словом доклада, однако считает его «интеллектуальным прорывом в деле православного общественного мышления», который отличают мудрость и взвешенность. Эти документы могут стать «серьезной частью дискуссии» о будущем страны, считает он.

'''KM.RU попросил прокомментировать слова известного священнослужителя главу Ассоциации православных экспертов Кирилла Фролова:'''

- Мы в Ассоциации православных экспертов не увидели в словах о. Всеволода призывов к изменению конституционного строя. Мы увидели призыв к его осмыслению через дискуссию о ценностях. Действительно, каковы ценности цели нашей общественной и государственной жизни? Есть ли у России историческое призвание, миссия и каково оно? Мы, православные, убеждены, что есть. Россия - это Третий Рим, историческое призвание которого - удерживать мир от дехристианизации, помогать Церкви в ее внутренней и внешней миссии.

Я считаю, что ключевой формат дискуссии о государственном строе нынешней России - это отношение к понятию светское государство. Сразу хочу сказать, что мы не против светского государства, и мы не настаиваем на изменении статуса России как светского государства. Однако мы видим, что постоянно предпринимаются попытки интерпретировать светское государство как государство атеистическое. В то время как атеизм - это всего лишь одна из многих идеологий. Причем идеология антинациональная, антимодернизационная и агрессивная.

Приведу такой пример. Сейчас обсуждается закон о возвращении Церкви ее храмов. Все разговоры о том, что она якобы не сможет сохранить культурное наследие, – чистейшей воды демагогия. Подлинный конфликт вокруг этого закона лежит именно в понимании светского государства. Сторонники этого закона утверждают, что светское государство не мешает активному диалогу между государством и государствообразующей конфессией – Русской православной церковью. И что такой диалог и сотрудничество идут на пользу национальным интересов России, направлены на подлинную национальную модернизацию.

Напомню, что чисто культурологически крещение Руси было актом модернизации через приобщение к самой передовой культуре того времени - византийской культуре. Та же Киево-Печерская Лавра была «Сколково» той эпохи. Потому что речь шла именно об инновационном центре, где развивалось русское летописание и историческая наука. Одновременно это был первый медийный центр. Поэтому Нестор-летописец должен быть покровителем русских журналистов. Там же располагался первый общенародный медицинский центр. Святой Агапит создал в Киево-Печерской Лавре бесплатную и общедоступную клинику, в которой лечил простых людей. Не говоря уже о том, что это был центр русской православной экспансии. Потому что миссионеры Киево-Печерской Лавры шли на восток. Таким образом, именно православные миссионеры способствовали созданию огромной Российской Империи на одной шестой части света. Это - модернизационная заслуга православия.

Когда говорят о том, что русские, дескать, непригодны к модернизации, поскольку они лентяи и патерналисты, то сама наша история опровергает этот тезис. Лентяи, которые полагаются на то, что за них кто-то что-то сделает, не смогли бы создать великую империю. Надо искать корни современных демографических, нравственных проблем, алкоголизации и наркотизации русского народа. А это атеизм и безбожие, которые высасывают из нашего народа все соки. В том числе волю к самостоятельному ответственному действию и инициативе. Таким образом, воцерковление нашего народа и его нравственное возрождение предусматривают в том числе возвращение ему навыков предприимчивости, инициативности и воли к историческому действию.

Как я уже отметил, мы не нашли у о. Всеволода призывов к изменению конституционного строя. Но мы считаем, что в большей степени должна быть прописана преемственность современной России от Православной Российской империи, главное - ее ценностей. Отсыл о. Всеволода к Учредительному Собранию не есть призыв к созыву нового Учредительного Собрания. Это напоминание о нелегитимности взятия власти большевиками и нелегитимности их богоборческой идеологии, которая наконец-то должна быть осуждена, как и позорные акты типа Брестского мира, передача исконно русских земель «союзным республикам», геноцид Церкви и всей русской элиты и т. д. Однако это не означает отмены правовой нормы о преемственности РФ от СССР - все геополитические достижения СССР принадлежат России, как и подписанные СССР международные договоры (особенно послевоенные), выгодные для современной России. Как это совместить с осуждением богоборчества и тоталитаризма? А это задача дискуссии, задача юристов и политологов.

Мы не считаем, что необходимо добиваться статуса Православия как государственной религии. Но необходим полномасштабный Акт о социальном партнерстве между Московским патриархатом и Российским государством.

Мы считаем крайне актуальным, требующим реализации в современном законодательстве, ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Собора Русской православной церкви о правовом положении Православной российской церкви, которое он принял 2 декабря 1917 года.

Священный Собор отметил тогда, что «для обеспечения свободы независимости Православной церкви в России, при изменившемся государственном строе, должны быть приняты государством следующие основные положения:

1. Православная российская церковь, составляя часть единой Вселенской христовой церкви, занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство.

2. Православная церковь в России в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквами независима от государственной власти и, руководясь своими догматико-каноническими началами, пользуется в делах церковного законодательства, управления и суда правами самоопределения и самоуправления.

3. Постановления и узаконения, издаваемые для себя Православною церковью в установленном ею порядке, со времени обнародования их церковною властью, равно и акты церковного управления и суда признаются государством имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы.

4. Государственные законы, касающиеся Православной церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковною властью.

5. Церковная иерархия и церковные установления признаются государством в силе и значении, какие им приданы церковными постановлениями.

6. Действия органов Православной церкви подлежат наблюдению государственной власти лишь со стороны соответствия их государственным законам, в судебно-административном и судебном порядке.

7. Глава Российского государства, министр исповеданий и министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными.

8. Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная церковь.

9. Православный календарь признается государственным календарем.

10. Двунадесятые праздники, воскресные и особо чтимые Православною церковью дни признаются в государстве неприсутственными днями.

11. Свобода исповедания и проповедования православной веры, равно и свобода православного богослужения ограждаются государственною властью. Посему под страхом уголовного наказания воспрещаются: 1) публичное поношение и поругание учения православной веры, предметов религиозного почитания и священно-церковно-служителей ее; 2) осквернение мест богослужения и религиозного почитания; 3) насилие и угрозы для отвлечения из Православия.

12. Добровольный выход из Православия допускается не ранее достижения возраста, установленного для вступления в брак. Прежде достижения этого возраста дети могут оставить Православие только по желанию родителей и притом лишь в случае оставления Православия самими родителями; от детей, достигших 9-летнего возраста, требуется их согласие.

13. Государственное законодательство относительно условий заключения брака лиц православного исповедания устанавливается сообразно с нормами церковного права.

14. Церковное венчание по православному чину признается законною формой заключения брака.

15. Церковно-судебные решения по делам о разводе и о признании совершенного Церковью брака незаконным или недействительным признаются в силе судебных решений».

Далее в Приложение 125 к решению Священного Синода говорилось:

«16. Юридические условия и последствия смешанных браков, если один из брачующихся принадлежит к Православной церкви, определяются согласно с законодательством последней.

17. Церковные метрические книги ведутся согласно государственным законам и имеют значение актов гражданского состояния.

18. Учреждаемые Православною церковью низшие, средние и высшие школы как специально богословские, так и общеобразовательные, пользуются в государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании.

19. Во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной церкви; преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях, содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается на счет казны.

20. Удовлетворение религиозных нужд членов Православной церкви, состоящих в армии и флоте, должно быть обеспечено заботой государства; каждая воинская часть должна иметь православное духовенство.

21. Священнослужители, монашествующие и штатные псаломщики свободны от воинской и других личных натуральных повинностей. Служащие в учреждениях церковных пользуются правами государственной службы.

22. Имущество, принадлежащее установлениям Православной церкви, не подлежит конфискации или отобранию, а самые установления не могут быть упраздняемы без согласия церковной власти.

23. Имущества, принадлежащие установлениям Православной церкви, не подлежат обложению государственными налогами, волостными, городскими и земскими сборами, если эти имущества не приносят дохода путем отдачи их в аренду или наем.

24. Православная церковь получает из средств Государственного казначейства по особой смете, составляемой высшим церковным управлением и утверждаемой в законодательном порядке, ежегодные ассигнования в пределах ее потребностей, представляя отчетность в полученных суммах на общем основании.

25. Установления Православной церкви, пользующиеся в настоящее время правами юридического лица, сохраняют эти права, а установления, не имеющие их или вновь возникающие, получают таковые права по заявлению церковной власти».

Ассоциация православных экспертов считает этот документ Священного Синода от 1917 года определяющим в отношениях Церкви и современного светского государства. Более того, мы считаем, что его реализация возможна в пределах нынешнего Конституционного строя.

Темы: Россия, Международная политика
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 12.11.2010, 21:19
    Гость:

    Есть верующие, есть атеисты.
    Вторые существуют так же долго, как и церковь, однако сейчас им слова не дают.
    Лично я считаю, что церковная система
    приобрела гипертрофированные размеры
    и превратилась в своеобразную индустрию,
    которой уже тесно в своей оболочке.
    Идёт экспансия, чтобы получить власть
    над всем обществом, проникнуть в каждую
    голову. А там недалеко и до инквизиции.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 12.11.2010, 20:43
    Гость: АРК

    Есть верующие, есть атеисты.
    Если дают слово одним, то нельзя лишать слова других. Лично я считаю, что церковное учение это мистификация необычайного масштаба, это своего рода
    индустрия. Ему уже тесно самому в себе
    и оно проводит грандиозную экспансию
    в общество, в головы, чтобы получить
    в конце концов власть над всеми.
    А потом недалеко и до инквизиции.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 12.11.2010, 10:01
    Гость: Роман

    to CM
    ".Поэтому любой здравомыслящий руский должен приветствовать возрождение РПЦ и ее стремление играть более активную роль в обществе."
    Здравомыслящий русский должен приветсвовать возрождение Православия, а не РПЦ - это разные вещи.
    И РПЦ НИКОГДА не станет "второй ногой" пока не преодолеет последствия раскола.
    Пока история длоказала только одно - после раскола РПЦ никакой "опорой" быть не способна.
    Насчет обсуждения конкретных деяний РПЦ - миряне не должны лезть в Церковь со своим уставом, обсуждать деяния церковников - дело церковников. Объяснять, почему попы ездят на мерседасах должны священники, а не журналисты.
    PS Конечно, правильно было бы сказать не "вещи" а "понятия", но в современном языке смысл слова "понятие" исказился.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 12.11.2010, 08:56
    Гость: СМ

    Роман:"на нравственный ориентир общества они куда более подходят"
    *
    1.Вы ломитесь в "открытую дверь".Я не прихожанин РПЦ и моим личным "нравственным ориентиром" она пока не стала.
    2.Для того,чтобы наши потомки остались рускими и говорили дома на руском языке(а не,например,на английском),мы должны исправить порядок,когда государство основывается только на "вертикали власти".Иначе со временем обязательно наверху появится очередной Горби,затеет ... и руские исчезнут,как уже было со многими народами.
    "Разделение властей"(Дума,Суд...)от "либералов" у нас всегда будет цирком для идиотов.Единственным институтом,который может быть второй "опорой" страны и доказал право на это историей,является Церковь.Поэтому любой здравомыслящий руский должен приветствовать возрождение РПЦ и ее стремление играть более активную роль в обществе.
    3.При этом конкретные деяния РПЦ и ее служителей можно и должно обсуждать.Ей предстоит еще много сделать,чтобы мы все приняли в качестве "нравственного ориентира".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 12.11.2010, 07:32
    Гость: Роман

    Хочу обратить внимание, что в отличие от РПЦ остальные русские православные церкви и согласия России после 1992 года показали себя куда мудрее, оказавшись в ситуации непонимания не стали плодить МП и борделей, а стали молиться Богу о вразумлении.
    Не стали заниматься стяжательством, а остались верными заветам Православия.
    Конечно, тот крест, что несут старообрядцы не по плечу рядовому мирянину, но на нравственный ориентир общества они куда более подходят, чем РПЦ.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (120)
]]>
]]>
Выбор читателей
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
Путин назвал минимальную рождаемость, которой надо добиться
В России формируется «новое цифровое дворянство»
Когда приоритеты расставлены неверно
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Пикник», 9 июля, Теплоход «РИО-1»
Флирт «Триперахамудия / Член ЦК»
Дельфин, 2 сентября, VK Музыка Summer Stage
Олег Толстолуцкий «Пароходик. Песни на стихи Бориса Рыжего»
Работы ведущих российских фотографов представят в Галерее Классической Фотографии
Горшенев «Фауст» (2CD)
Компания Тимура Турлова скупает активы в США
«Пока власти России из года в год на праздник Великой Победы прячут мавзолей Ленина под сумбурной драпировкой, соцопросы фиксируют растущие симпатии к нему самому»
Зачем включать в рацион хрен?
Михаил Бугаев («Гран-КуражЪ»): «Дату возможного конца света я взял не из воздуха»
Александр Иванов предложил отметить День Победы киевским тортом
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.