Америка должна вернуть российские деньги

Финансовый кризис глубоко затронул и высшие учебные заведения нашей страны. Существует угроза сокращения числа студентов, оплачивающих свою учебу, что отразится и на состоянии вузовских бюджетов. На этом фоне Минобрнауки готовит пакет мер в области платного высшего образования. По словам министра '''Андрея Фурсенко''', вузам будет рекомендовано переводить «студентов-платников» на вакантные бюджетные места. Речь идет о тех учащихся, которые оказались в затруднительном материальном положении, а также о тех, кто добился успехов в учебе. Вторым направлением помощи, которую Минобрнауки намеревается оказать высшей школе, станет государственная поддержка программ в сфере образовательного кредитования.
Вместе с тем ситуация складывается действительно серьезная, и, судя по всему, без энергичных действий государства не обойтись. «Контрактники» уже обращаются с просьбой об отсрочке платежей, а то и вовсе оказываются не в состоянии оплатить учебу. Финансовые трудности возникают из-за того, что родители молодых людей теряют работу, при этом не исключается, что и предприятия, являющиеся партнерами некоторых вузов, оказавшись в непростой экономической ситуации, просто откажутся от целевого финансирования студентов. Прогноз ректорского сообщества также неутешителен: вузы могут потерять до четверти доходов от «студентов-контрактников», пишет сегодня [http://www.kommersant.ru/ «Коммерсантъ»].
Вместе с тем нельзя не отметить, что стоимость обучения в некоторых институтах и университетах России достигает очень внушительных величин. В МГУ годовая плата за обучение на филологическом факультете в прошлом году составляла 173 тысячи рублей, а желающим учиться на историческом факультете МГУ, но не прошедшим по конкурсу абитуриентам в 2008 году пришлось заплатить и того больше – 205 тысяч рублей. Но и это не предел - обучение в МГИМО на некоторых направлениях превысило 260 тысяч рублей. Как сказал KM.RU зампредседателя Комитета ГД по образованию '''Олег Смолин''', «у нас есть некоторые наиболее продвинутые вузы, которые берут за образование очень высокие деньги, выше многих европейских вузов, если не большинства». Может быть, отдельным вузам стоит подумать о пересмотре своей ценовой политики? Но если снизить цены на образование, то чем компенсировать связанные с этим финансовые потери? Так что вопросы материального обеспечения системы образования далеко не столь однозначны, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы разобраться в них, журналист KM.RU обратился за помощью к '''Сергею Комкову''', президенту Всероссийского фонда образования.
- В каком материальном состоянии находятся сейчас российские вузы?
- Ситуация с выживанием вузов сложилась весьма катастрофическая. В период, когда Россия получала очень большие доходы от нефти и газа, мы имели потрясающее явление – хроническое недофинансирование вузов. В среднем вузы московские и санкт-петербургские были недофинансированы на 25-30%. МГУ имел недофинансирование где-то 10-15% - и это несмотря на то, что он был всегда прописан отдельной строкой в государственном бюджете. А региональные вузы были недофинансированы на 40, 50, а в некоторых регионах, таких как Ивановская область, и до 60%. Так что вузы выживали в очень сложных условиях. Они были вынуждены увеличивать процент платных студентов, заниматься какой-то хоздоговорной работой, зарабатывать на сдаче своих помещений в аренду.
Сейчас мы вступили в полосу кризиса, и ясно, что ситуация будет еще больше ухудшаться. Я не думаю, что удастся, как говорит '''Фурсенко''', перевести студентов, имеющих хорошие результаты, с платных отделений на бюджетные места – те, которые будут освобождаться в связи с отчислением студентов. Скорее всего, эти бюджетные места будут сокращать: просто станет меньше студентов-бюджетников. У нас ежегодно даже в период нашей очень благоприятной экономической ситуации сокращение бюджетных мест шло со скоростью 6-8% в год. Сейчас же темп сокращений бюджетных мест достигнет 10-15% в год.
Что касается программы кредитования, то изначально она в том виде, в котором была принята, являлась нежизнеспособной. Банковский процент был очень высок, и сегодня он зашкаливает за все мыслимые пределы – порядка 28% в год. Это в среднем. Таких процентов нет нигде, ни в одной стране мира. К примеру, в такой стране, как Объединенные Арабские Эмираты, банковская процентная ставка за получение кредита на обучение - 2% в год. Во Франции банковский процент не превышает 4% в год. При этом условия возврата кредита -15 лет после окончания вуза. У нас же по программе кредитования предполагалось, что кредит надо будет вернуть в течение 3 лет после окончания вуза.
- Что нужно сейчас сделать для поддержки вузов?
- Надо деньги из Стабилизационного фонда, которые до сих пор еще находятся в Америке, отозвать и направить их – причем все! - на повышение финансирования высшего профессионального образования.
- Вы предлагаете все эти деньги вложить в систему образования?
- Конечно. Естественно, когда мы говорим о том, что Стабилизационный фонд должен быть фондом будущих поколений, то все совершенно четко в мире знают, что фонд будущих поколений – это система образования. Ярчайший пример тому – Южная Корея. Эта страна ежегодно направляет 23-25% своего ВВП на развитие системы образования. Поэтому они, не имея ни газа, ни нефти, совершили настоящий прорыв в своем экономическом развитии.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Это было бы самое мудрое решение,направить деньги из стабфонда,которые в америке,на образование.Но это не будет сделано, к сожалению.
Давно пора деньги из кубышек направить на выполнение жизненых вопросов, и конечно в первую очередь на образование, я сомневаюсь, что сейчас можно выцарапать из американских банков наши денежки,почему сомневаюсь.,потому что они всё ещё там.
Vivingane. Вы хотите Все по честному и по умному, а Этим хочется с учетом себя любимых. Это не СССР, в РФ так не можно.
Вот ведь говорят, что инвесторы, как ненормальные вкладывают средства в американские государственные ценные бумаги. Это, в том числе, подстегивает курс доллара к рублю. А тут, Америка, верни российские деньги. Да переуступите их инвесторам, нет проблем.
Костылю. На Ваше от 20.01.2009 16:37.
Абсолютно согласен с Вашей репликой, имею аналогичный многолетний опыт работы с иностранцами в РФ - классные, но в забугорье, специалисты сталкиваясь с нашими реалиями зачастую ведут себя крайне беспомощно и наивно. Советская система образования, при избыточной и вроде бы ненужной, отвлеченной от специальности нагрузке развивала способность к мышлению в нестандартных ситуациях, а работа и жизнь в (СССР - РФ) это яркий пример стабильной зоны критических и нестандартных условий, проявлений. Былая система давала образовательный "фундамент" позволяющий найти себе место в жизни вне зависимости от приобретенной специальности, приспособиться к любым условиям работы и жизни. Это просто иная система подготовки разработанная и привязанная к реалиям обитания в СССР - РФ.