На днях были подведены итоги XVIII Фестиваля школьных театров «Золотая рыбка», проходившего в эстонском городе Нарва, население которого преимущественно говорит на русском языке. В нем принимали участие и юные артисты из России. Несмотря на успех фестиваля, отличительной особенностью, недостатком и даже его бедой названо активное использование в спектаклях ненормативной лексики. «Если учесть, что это фестиваль школьных театров, то картинка вырисовывается невеселая и даже пугающая, - пишет газета «Виру Проспект». - К сожалению, мат прочно вошел в лексикон подрастающего поколения, но выплескивать его на сцену под предлогом, что «им это близко», не кажется верным режиссерским ходом». Жюри конкурса и организаторы фестиваля решили со следующего года сделать запрет на ненормативную лексику одним из условий участия в конкурсе, а если она все же будет использована, спектакль просто не будет оцениваться.
Баба Клава комментирует:
- Удивительно не то, что артисты в коротких штанишках старательно разучивали роли со срамными словами, а то, что энто происходило под руководством взрослых наставников. Ну вот, предположим, является юное дарование домой и объявляет папе с мамой: меня утвердили на главную роль в школьном спектакле! Родителев, конечно, разбирает любопытство: кого же ты будешь играть, милай? Ромео? Или самого Гамлета? Нет, отвечает ихний вундеркинд, энто спектакль из современной школьной жизни. И начинает декламировать свой монолог: через тудыть твою налево, так и разэдак!
Может, кто из родителев и умилится от таких способностей. Но я бы на их месте, не чуя ног, помчалась бы к руководителю драмкружка, на ходу припоминая статью из Уголовного кодекса, по которой привлекают к ответственности за нецензурщину. И в присутствии директора школы потребовала бы объяснений: по какому праву моего ребенка заставляют наизусть заучивать непристойности?! Понимаю, что мне будут втолковывать, быдто искусство отображает жисть во всех ее проявлениях, а жисть, увы, такова, что пройдись на переменке по школьным коридорам – и уши завянут…
Не надо! Искусство – оно ить высокое, чисто и светлое, а к чистому грязь не пристает. Дети только 45 минут в день учат русский язык, а все остальное время – ту самую «родную речь», которую впитывают на улице. Так зачем же тащить площадную грязь на сцену? И как у педагогов, которые приходят на репетиции перед тем, как отправить школьный театр на фестиваль, поднимаются руки для аплодисментов матерщине из детских уст? Уму непостижимо!
В итоге такой уродливой педагогики перед священником, который идет в школу с наставлениями о высокой нравственности, двери презрительно закрывают. Зато привечают режиссера, обучающего детишек как можно выразительнее произносить матерные тирады (а то, мол, Станиславский им не поверит).
Такие вот школы злословия…