«Доктор Костя» - настоящий клоун

''Добровольцы, помогающие детям в больнице, уверены, что смех - прекрасное терапевтическое средство''
'''Лежать в больнице и взрослые не любят, а уж дети там и вовсе не знают, куда деться от скуки и грустных мыслей. В Российской детской клинической больнице нашли способ сделать тоскливые будни веселее. Уже пять лет там работает «доктор Костя». Он же - клоун Константин Седов. По его инициативе создана специальная клоунская школа, сейчас в ней учится уже третий набор добровольцев... Ведь для того чтобы заниматься благотворительностью, необязательно быть богатым - важно быть просто неравнодушным.'''
'''Приемное отделение'''
С клоуном Константином Седовым мы договорились встретиться возле храма, который находится в больнице. В холле развешаны детские рисунки. В основном пейзажи, но есть несколько портретов - никогда не догадаешься, что у авторов этих рисунков такие серьезные болезни. Проходят дети, рассматривают меня с нескрываемым любопытством.
А вот и Костя с коллегой Янкой (между прочим, актрисой Яной Сексте из театра п/р Олега Табакова). Оба уже в ярком гриме, во врачебных халатах, расшитых пестрыми аппликациями. Ну и, конечно, на обоих традиционные клоунские носы. «Мы сейчас идем в приемное отделение», - сообщает Костя. Я за ними.
Навстречу сотрудники больницы, пациенты и их родители, Костя со всеми здоровается: «Мое почтение!» С лица Янки не сходит улыбка.
На лавочке сидят родители едва перешагнувшего грудничковый возраст малыша, тот явно заскучал в ожидании приема. Но клоун Костя и Янка здесь как раз для скучающих детей. Из карманов своего сарафана Янка достает баночку с раствором для мыльных пузырей. Ребенка это определенно заинтересовало, да и родители расплываются в улыбках. Баночка с раствором остается у них, а то вдруг ребенок снова заскучает.
В приемном отделении народу много. Дети разного возраста, подростки и совсем крохи, папы, мамы, сумки с вещами. Шумно, в общем. Костя тащит стул, становится на него - и представление начинается. Они с Янкой теперь в центре внимания. Сначала надо познакомиться. На халатах клоунов их имена - «доктор Костя» и «Янка». «Читайте наши имена!» - командует Яна. Кто-то из детей постарше вместо «Янка» читает «обезьянка». Но никто и не думает обижаться, это же шутка, а значит, лишний повод посмеяться. Теперь пора и детишкам представиться. «Я - Саша из Екатеринбурга», - кричит самый активный малыш. «А меня зовут Маша, я из Твери»... Кажется, здесь дети из всех уголков России, и не только России.
Детей традиционно просят прочитать стихотворение или спеть песенку. Мальчик Саша носится из угла в угол, но и он может приостановиться, продекламировать стишок про елочку. И песенку спеть тоже может, что-то из современного эстрадного: «Катя, возьми телефон, это он...» Костя тут же импровизирует продолжение песни: «Катя, отдай телефон, это мой!»... Следующий этап - фокусы. Тут нужна помощь взрослых: например, надо подуть. Я на минуту отвлеклась, Костя бросает в мою сторону укоризненный взгляд - исправляюсь и усердно дую...
Теперь - сказка. На роль Колобка вызвались сразу трое мальчишек. И ведь никому не откажешь. Вроде все хорошо, но тут один из Колобков начинает громко плакать: «Хочу к маме!» Клоуны ищут маму, спустя несколько минут она наконец отзывается - ушла куда-то за справками на два часа, оставила ребенка на подругу, а та отвлеклась... Но Янка с Костей успокоят кого угодно, вот и от слез ни следа. «Не плачь больше!» - говорит клоун мальчику. И тот обещает не плакать.
Завершает программу «обшаривание». Это когда детям раздаются шарики. Действует правило - один шарик в одни руки. «Потому что шариков не хватает?» - интересуюсь. «Нет, - объясняет Янка. - Просто, если давать больше, клоунада затянется надолго. Но это не значит, что если ребенку дали оранжевый шарик, а ему хочется розовый, то мы ему откажем». Клоуны следят, чтобы никто из скромности не остался без внимания. Мальчик лет четырнадцати отказывается, и Константин незамедлительно провозглашает: «Остаться без шарика - священное право каждого ребенка!»
А впереди еще день рождения в отделении пересадки почки.
'''С днем рождения, Таня!'''
Таня лежит в отделении пересадки почки, в прошлое воскресенье ей исполнилось 12. В воскресенье в больницу не пускают даже клоунов, поэтому поздравления перенесли... За несколько минут собираются дети всего отделения и их родители. Мальчик с другого конца коридора кричит клоунам: «Я вас боюсь!» Но тем не менее подходит и садится поближе. Начинается знакомство: у клоунов, я заметила, феноменальная память, Янка и Костя быстро запоминают имена и в них не путаются. Мальчик, который «боялся», кстати, представляется Дракончиком.
Играть начали в зоопарк. Тане как имениннице доверено быть директором зоопарка. Остальные примеряют на себя роль животных: «Я буду рыбкой!»; «А я - очковым медведем!» Мамочки в сторонке не нарадуются. Мимо спешит чей-то папа. «Изобразите дракона, ну изобразите дракона!» - просит его «доктор Костя». Тот на мгновение теряется, но уже в следующую секунду, на радость детям, мамам, да и самому себе, изображает дракона.
Костя напевает какую-то популярную песенку. «Фу, попса!» - недовольно выкрикивает мальчик Дракончик. «Хочешь - можешь исполнить рэп или рок», - предлагает клоун. Тот отнекивается.
И опять «обшаривание». Мальчишки просят сделать мечи из шариков, девочки - цветочки и собачек. В шариках клоуны воплощают любые детские желания.
Дети «обшарены» - и клоунов просят зайти в палату к девочке, которой недавно была сделана операция и она не могла пообщаться с докторами Янкой и Костей вместе со всеми.
А здесь ведь все уже понимают: несколько минут общения с клоунами - и у ребенка совсем другое настроение, хоть на время можно отвлечься от болезни...
'''Клоун Яна Сексте, актриса «Табакерки», «доктор Янка»:'''
''«Дети заряжаются от нас энергией, а мы - от них»''
'''С чего все началось.''' «В качестве клоуна в РДКБ я примерно с прошлого марта. Сначала мы с мужем, Максимом Матвеевым, как актеры готовили новогоднюю елку для детей. Потом узнали, что есть больничная клоунада».
'''О родителях, медперсонале и шариках.''' «Больничному клоуну нельзя забывать, что здесь дети лечатся. Мы вторичны, главные - врачи, ни в коем случае нельзя им сколько-нибудь мешать. А родители к клоунам относятся хорошо, бывает, скажем, переживают, что шарик непродезинфицированный, - так мы обрабатываем спиртом и вручаем ребенку чистый шарик. Клоуны же не только для детей, но и для родителей и даже для медперсонала - все же устают здесь. Шарики, кстати, очень важный этап представления: мы ушли, а после нас что-то осталось. В отделении уже немножко веселее, чем до нас».
'''О подходах.''' «Идти к разным детям с одним и тем же сценарием нельзя - надо ориентироваться здесь и сейчас. Трудно одновременно удерживать внимание и подростков, и совсем крох. Но часто дети постарше нам подыгрывают, им тоже интересно создавать какое-то чудо для других... Ходим к ним по двое - одному очень сложно. Удача - работать с Костей, он вытянет любую ситуацию, все же он самый опытный из нас».
'''О фокусах.''' «Фокусы требуют определенной ловкости рук. Я не слишком сильна в этом, самый большой специалист - мой муж. Он показывает их просто феерично, сначала репетирует дома, чем сводит меня с ума, а потом - дети просто рты открывают, когда смотрят».
'''О хорошем настроении.''' «С утра бывает ужасное настроение - но зайдешь к детям, обязательно кто-нибудь выкрикнет: «Клёуны!» Ну и как после этого может быть дурное настроение? Мы заряжаемся от них энергией не меньше, чем они от нас».
'''О привязанностях.''' «Мы все живые люди, не может быть такого, что я сняла нос - и стала другим человеком. Вот у меня здесь есть в отделении гематологии двенадцатилетний друг. Когда я прихожу в отделение в гриме, он общается со мной как с клоуном. А без грима и костюма они просто меня не узнают, потому и не ревнуют».
'''О самом грустном.''' «Дети, к сожалению, «уходят». Можно пожалеть себя, сказать: «Нет, я не хочу это видеть, не хочу об этом думать». А можно собраться с силами и работать дальше».
'''Клоун Константин Седов, «доктор Костя»:'''
''«Не променяю больницу на сцену»''
'''О школе клоунов.''' «С первой школой клоунов нам помог Региональный общественный благотворительный фонд помощи тяжелобольным и обездоленным детям. В ней было 15 человек, осталось семь. Половину отсеяли: кто-то профессионально не подошел, кому-то тяжело работать с партнерами, кто-то просто для этого не создан. Со второй школой нам помогла региональная общественная организация инвалидов «Творческое партнерство», тогда отсев был примерно таким же. Нам помогали оплатить халаты и шарики, грим, место для преподавания. А третью школу мы создали самостоятельно, фондам все-таки тяжело объяснять, почему они дают нам денег на клоунаду, если им не хватает на лекарства. Сейчас мы хотим зарегистрировать собственную организацию - «Доктор клоун». Буду в ней директором».
'''О людях-клоунах.''' «Количество волонтеров с каждым разом все больше, в третью школу к нам пришло 32 человека. Будем смотреть, выбирать. Приходят люди, не склонные к клоунаде, но у них есть порыв души. В больнице нужны не только клоуны. Можно обучать детей рисованию, музыке, языкам, работе с компьютером. Вообще, легче быть клоуном мужчине. Обычно, когда приходит девушка-клоун, не все верят, что будет смешно. Мужчине как-то проще поддерживать шутливый тон, например, в общении с мамами. Но и девушка-клоун тоже незаменима».
'''О клоунской науке'''. «В школе клоунов мы учим правилам. Например, чего делать нельзя. Нельзя кричать в отделении - дети могут испугаться. Нельзя мешать ни врачам, ни медсестрам. Кроме того, мы учим фокусам, делать шарики, как общаться с подростками, как быть в случае минимальной агрессии... Программа из пяти блоков длится в среднем пять недель».
'''О трудностях.''' «Самое сложное в работе клинического клоуна - не сгореть, когда прирастаешь всем сердцем к ребенку. В одночасье ребенок может уйти от тебя и от мамы. Тяжело после этого работать, но я себя перебарывал».
'''О планах.''' «Может быть, будем сотрудничать с Полуниным. Он согласился. Но Слава клоун все-таки театральный, а не больничный. Возможно, пригласим его на наши мастер-классы... Пробовать себя в кино или сценической клоунаде я не хочу, ведь тогда придется разрываться. Больничной клоунаде нужен фанатик, который будет двигать это дело вперед».
'''Клоун Максим Матвеев, «доктор Макс», актер МХТ им. Чехова, Фрэд из фильма «Стиляги»:'''
''«К этому невозможно привыкнуть»''
'''Об энергозатратности'''. «Я пытаюсь находить время, чтобы быть полезным. Но быть больничным клоуном очень непросто. Прийти в больницу к детям клоуном - совсем не то же самое, что сыграть спектакль в театре. Это разные уровни энергозатратности. В больнице дети не могут отдать тебе столько же, сколько ты затратил в силу своего физического состояния. Но это настолько затягивает, что просто не можешь больше этим не заниматься».
'''О детях.''' «В больнице они точно такие, как везде. Жизнерадостные и веселые. Они знают все о своем диагнозе. Спросишь кого-нибудь, как дела, а он в ответ: «Тромбоцитов нет, гемоглобин ниже нормы». Некоторые, наоборот, шутят вещами, которые касаются жизни и смерти. Но нам ни в коем случае нельзя давать ложную надежду. Мы не вправе».
'''Про образ.''' «Я не прихожу к детям как «актер театра и кино». Но некоторые знают, чем я занимаюсь, кроме клоунады, - вот недавно больничная газета «Тромбоцитка» брала у меня интервью. Интервьюер-пациент задавал простые вопросы - о биографии в основном, ну и о работе. Я и рассказал».
'''О самом грустном'''. «Это было в онкологическом отделении. В игровой собралась куча детей - все ждали клоунов. А за дверью родители прощались с мамой, у которой два дня назад «ушла» дочка. Она жила рядом с ними не один месяц и боролась за жизнь своего ребенка. Такое происходит. И к этому невозможно привыкнуть».
'''Полина Потапова'''
Комментарии читателей Оставить комментарий