Гениальный генеральный конструктор

Первенство нашей страны в освоении космоса было бы вряд ли возможно без вклада в отечественную космонавтику всего лишь одного – но зато какого! – человека. Речь, конечно, о генеральном конструкторе ракетно-космической техники Сергее Павловиче Королеве.
«Я в свое время долго размышлял о Королеве и всех тех людях, которые действительно совершили крупные открытия (я бы сказал, открытия общемирового значения), и думал, как их назвать одним словом: великий ученый, великий инженер? – говорил впоследствии один из сподвижников Королева, выдающийся ученый Борис Раушенбах. – Все это – ерунда. Великих ученых много, много и великих инженеров. А эти люди были явлениями уникальными».
Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире, в семье учителя русской словесности П.Я. Королева.
Еще в школьные годы, как пишет журнал «Ракетостроение и Космонавтика» ЦНИИмаш (http://www.h-cosmos.ru/), Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике.
В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции – «безмоторного самолета К-5».
Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ).
За время учебы в МВТУ Королев уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист.
Спроектированные им и построенные летательные аппараты – планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, – показали незаурядные способности Королева как авиационного конструктора. Однако его особенно увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения.
В сентябре 1931 года Королев и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф.А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД).
В апреле 1932 года она становится, по существу, государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты (БР) – ГИРД-09 и ГИРД-10.
В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т. Клейменова. Сергей Павлович назначается его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями ГДЛ на перспективы развития ракетной техники заставляют Королева перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 году удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем.
В 1938 году по ложному обвинению Сергей Павлович Королев был арестован и осужден на 10 лет. Осенью 1940 года он был переведен в новое место заключения – ЦКБ-29 НКВД СССР, где под руководством А.Н. Туполева принимал активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.
Это послужило поводом для перевода Королева в 1942 году в другую организацию такого же типа – ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Сергей Павлович со свойственным ему энтузиазмом отдается идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя.
13 мая 1946 года было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения «Фау-2», работавших с 1945 года в Германии, в единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», директором которого был назначен генерал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером-техническим руководителем – Сергей Павлович Королев. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету «Фау-2», но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.
Вскоре все советские специалисты возвращаются в Советский Союз в научно-исследовательские институты и опытно-конструкторские бюро, созданные согласно упомянутому майскому постановлению правительства. В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.
Первой задачей, поставленной правительством перед Королевым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты «Фау-2» из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у «Фау-2», дальностью полета – до 3000 км. В 1948 году Королев начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога «Фау-2») и в 1950 году успешно сдает ее на вооружение.
Эта ракета отличалась от немецкой значительно большей надежностью. Параллельно Королев ведет разработку новой баллистической ракеты с дальностью полета 600 км. Ракета Р-2 имела несущий бак горючего, более удобную для эксплуатации компоновку и, самое главное, отделяющуюся в полете боевую головную часть. Кроме этого, ракетная двигательная установка была существенно доработана с целью увеличения ее тяги, а система автономного управления обладала вдвое большей точностью стрельбы. Ракета Р-2 сдана на вооружение в 1951 году, т. е. всего лишь на год позднее ракеты Р-1.
Совместно с практическими работами над ракетным оружием в НИИ-88 под научным руководством Королева были начаты широкомасштабные проектно-экспериментальные исследования по темам H-I, Н-2, Н-3 с целью создания научно-технического задела для разработки качественно новых БР.
По теме Н-1 проводились экспериментально-теоретические исследования основных технических проблем, связанных с реализацией проекта ракеты Р-3, имеющей дальность полета 3000 км. На основе конструктивных решений ракеты Р-2 с использованием ее форсированного двигателя была создана одноступенчатая экспериментальная БР Р-ЗА бесстабилизаторной схемы с дальностью полета 1200 км. Успешные летные испытания данной ракеты дали основание министерству обороны принять ее на вооружение в 1956 году с ядерной боевой частью как Р-5М. Это была первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны.
По теме Н-2 были выполнены исследования возможности и целесообразности создания баллистических ракет, работающих на стабильных высококипящих компонентах топлива (при использовании в качестве окислителя азотной кислоты с окислами азота). В результате была подтверждена возможность создания таких ракет и выполнен эскизный проект первой отечественной БР Р-11 с дальностью полета 250 км и стартовой массой вдвое меньшей, чем у Р-1.
Министерство обороны поручило ОКБ-1 НИИ-88 разработку ракеты Н-11, и Сергей Павлович Королев блестяще решил указанную задачу, применив только что созданный для зенитной ракеты 8-тонный двигатель А.М. Исаева и впервые использовав жидкостный аккумулятор давления для подачи топлива в камеру сгорания.
На основе Р-11 С.П. Королев разработал и сдал на вооружение в 1957 году стратегическую ракету Р-11М с ядерной боевой частью, транспортируемую в заправленном виде на танковом шасси. Серьезно модифицировав эту ракету, он приспособил ее для вооружения подводных лодок (ПЛ). Изменения были более чем серьезные, т. к. делалась новая система управления и прицеливания, а также обеспечивалась возможность ведения стрельбы при довольно сильном волнении моря с надводного положения, т. е. при сильной качке. Таким образом, Сергей Павлович создал первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива мобильного наземного и морского базирования и явился первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.
Окончательную доводку ракеты Р-11ФМ он передал в Златоуст, в СКБ-385, откомандировав туда из своего ОКБ-1 молодого талантливого ведущего конструктора В.П. Макеева вместе с квалифицированными проектантами и конструкторами, заложив тем самым основу для создания уникального центра по разработке баллистических ракет морского базирования.
По теме Н-3 были проведены серьезные проектные исследования, в ходе которых была доказана принципиальная возможность разработки ракет с большой дальностью полета вплоть до межконтинентальной в рамках двухступенчатой схемы. На основании результатов данных исследований согласно постановлению правительства в НИИ-88 были начаты две научно-исследовательские работы под руководством Королева с целью определения облика и параметров межконтинентальных ракет баллистического и крылатого типов (темы Т-1 и Т-2) с необходимым экспериментальным подтверждением проблемных конструктивных решений.
Исследования по теме Т-1 переросли в опытно-конструкторскую работу (главный конструктор – С.П. Королев), связанную с созданием первой двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7 пакетной схемы, которая и в настоящее время удивляет своими оригинальными конструктивными решениями, простотой исполнения, высокой надежностью и экономичностью. Ракета Р-7 совершила первый успешный полет в августе 1957 года.
В результате исследований по теме Т-2 была показана возможность разработки двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты, первая ступень которой была чисто ракетной и выводила вторую ступень – крылатую ракету – на высоту 23-25 км. Крылатая ступень с помощью прямоточного воздушно-ракетного двигателя продолжала полет на этих высотах со скоростью 3 М и наводилась на цель с помощью астронавигационной системы управления, работоспособной и в дневное время.
Учитывая важность создания такого оружия, правительство приняло решение начать опытно-конструкторские работы и силами министерства авиационной промышленности (МАП) (главные конструкторы – С.А. Лавочкин и В.М. Мясищев). Проектные материалы по теме Т-2 были переданы в МАП, туда же были переведены некоторые специалисты и подразделение, занимавшееся проектированием астронавигационной системы управления.
Первая межконтинентальная ракета Р-7, несмотря на множество новых проектных и конструкторских проблем, была создана в рекордно короткие сроки и сдана на вооружение в 1960 году.
В дальнейшем С.П. Королев разрабатывает более совершенную компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве окислителя используется переохлажденный жидкий кислород) и сдает ее (шахтный вариант – Р-9А) на вооружение в 1962 году. Позже, параллельно с работами над важными космическими системами, Сергей Павлович начал первым в стране разрабатывать твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-2, которая была сдана на вооружение уже после его смерти. На этом ОКБ-1 С.П. Королева перестало заниматься боевой ракетной тематикой и сосредоточило свои силы на создании приоритетных космических систем и уникальных ракет-носителей.
Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С.П. Королев, как сейчас видно, стремился к большему – к покорению космического пространства и космическим полетам человека. С этой целью Сергей Павлович еще в 1949 году совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем, с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5, – на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса. Всего было произведено около 70 таких пусков. Этим Сергей Павлович заблаговременно заложил серьезные основы для штурма космоса человеком.
В 1955 году, еще задолго до летных испытаний ракеты Р-7, С.П. Королев, М.В. Келдыш и М.К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддерживает эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С.П. Королев. И уже 4 октября 1957 года на околоземную орбиту запускается первый в истории человечества ИСЗ. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.
12 апреля 1961 года сконструированная под руководством С.П. Королева ракетно-космическая техника снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», Королев реализует первый в мире полет человека – гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина – по околоземной орбите.
Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. Вслед за первым полетом Ю.А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершен второй космический полет, который длился одни сутки. Опять – скрупулезный анализ влияния условий полета на функционирование организма. Затем – совместный полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А.Н. Николаевым и П.Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год – совместный полет космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года: изучается возможность полета в космос женщины. За ними (с 12 по 13 октября 1964 года) в космосе – экипаж из трех человек различных специальностей (командир корабля, бортинженер и врач) на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 года во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А.А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.
Отслеживая череду совершенных космических полетов, нельзя не заметить четкую методическую последовательность освоения космического пространства человеком и подготовки к созданию научной пилотируемой долговременной орбитальной станции (ДОС), о необходимости которой С.П. Королев говорил еще в начале штурма космоса.
Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС. Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».
Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций С.П. Королев разрабатывает на базе боевой ракеты семейство совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей. Таким образом, вклад С. П. Королева в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим.
Отвечая на космические успехи Советского Союза в области пилотируемых полетов и желая восстановить свой технический авторитет, США принимают фантастическую по целям и размаху работ программу «Аполлон», заключающуюся в создании лунного космического комплекса, обеспечивающего высадку двух космонавтов на Луну. В ответ на этот вызов, желая сохранить приоритет в основных космических достижениях, С.П. Королев по решению правительства начинает разрабатывать проект отечественного экспедиционного лунного комплекса Н1-ЛЗ. Однако это решение принимается значительно позже, чем в США, на фоне реализации обширной программы околоземных пилотируемых полетов и исследования планет Солнечной системы. Чрезвычайно сжатые сроки, большая загрузка работами по другим приоритетным космическим программам, а также недостаточность финансового и производственного обеспечения «лунной» программы не позволили преемнику Сергея Павловича, главному конструктору В.П. Мишину, в заданные сроки создать лунный космический комплекс, проект которого был разработан при жизни С.П. Королева, и указанная программа была закрыта правительством.
Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне: первый и второй – для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий – с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С.П. Королев начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).
Сергей Павлович, верный своему принципу привлекать к реализации своих идей другие организации, поручает доработку этого аппарата своему соратнику, выходцу из НИИ-88, возглавившему в 1965 году ОКБ им. С.А. Лавочкина, главному конструктору Г.Н. Бабакину. В 1966 году станция «Луна-9» впервые в мире передала панораму поверхности Луны. Королев не стал свидетелем этого триумфа, но дело его попало в надежные руки: ОКБ им. С.А. Лавочкина превратилось в крупнейший центр по разработке космических автоматических аппаратов для изучения Луны, Венеры, Марса, кометы Галлея, спутника Марса Фобоса и проведения астрофизических исследований.
Еще в процессе создания космического корабля «Восток» С.П. Королев начал разработку на его конструктивной основе первого отечественного спутника-фоторазведчика «Зенит» для министерства обороны. Сергей Павлович создал два типа подобных спутников для детальной и обзорной разведки, которые начали эксплуатироваться в 1962-1963 гг., и передал это важное направление космической деятельности одному из своих учеников, главному конструктору Д.И. Козлову, в Самарский филиал ОКБ-1 (теперь Центральное специализированное КБ – ЦСКБ), где оно нашло достойное продолжение. В настоящее время ЦСКБ – крупный космический центр по разработке спутников для зондирования земной поверхности в интересах обороны, народного хозяйства и науки, а также по совершенствованию носителей на основе ракеты Р-7.
Сергей Павлович дал начало развитию и другого важного направления использования спутников. Он разработал первый отечественный спутник связи и телевещания «Молния-1», функционирующий на высокоэллиптической орбите. Данное направление Королев передал в Красноярский филиал ОКБ-1 своему ученику – главному конструктору М.Ф. Решетневу, заложив тем самым основу для рождения крупнейшего центра страны по разработке различных космических систем связи, телевещания, навигации и геодезии.
Из сказанного видна особо значимая роль Сергея Павловича Королева как генератора многих неординарных идей и прародителя выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича в январе 1966 года не прервала творческий полет его мыслей.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вот какие кадры растит наша родина. КПИ навсегда (тот кто заканчивал знает)
"..докончила советская "бесплатная" медицина!" Насчет врагов народа в Кремле сказать ничего не могу, с ними не выпивал, а за глаза обвинять... Что касается неороссийской "платной" медицины то ее ярко характеризует свежий пример с Б.Моисеевым. Частная клиника продержала его два дня у себя, а потом увидев, что он отдает концы отправила умирать в советскую бесплатную больницу , в которой его и вытащили с того света.Но главное , что за два дня пребывания в частной клинике ему выставили счет по 800.000 руб. за каждый день пребывания. Повезло Моисееву почти как "врагу
народа" , жив остался и денег совсем мало взяли и успели довезти до "бесплатной "советской медицины. Видимо ночью перевозили, а то как к Л.Гурченко могли не пробится через Москву забитую сворой менеджеров по тороговле Родиной их сынками и любовницами, моделями и просто шлюхами.
Повезло "врагу народа", жив остался. Пришлось в шарашке тов. Сталина поработать для прорыва в космос. Многие таланты там были рядом, редко кому удалось уцелеть. Ведь настоящие враги народа в Кремле сидели. Почему не расстреляли, очень удивляюсь, при каждом упоминании имени Королёва. Что не могли сделать в шарашке, то докончила советская "бесплатная" медицина!