]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Герой котельничского времени

16:50 17.09.2009

Он смотрит на город Котельнич Кировской области, и вид у него удивленный

Детеныш динозавра выглядывает из скорлупы. Он только что вылупился. Он смотрит на город Котельнич Кировской области, и вид у него удивленный. С севера на юг город разлинован улицами Кирова, Маркса и Ленина, с запада на восток - Пролетарской, Октябрьской, Луначарского и Советской. Улицы серые, мокрые и безлюдные. А плакат ярко-желтый - цвета солнца, цвета безумия.

Рекламный текст наплывает на змеиную головку детеныша и его скорлупу:
«Туристическое агентство “Вятские динозавры”:
— зарубежные туры;
— помощь в оформлении виз и загранпаспортов;
— отдых и лечение в России».

Динозавров здесь много. Под Котельничем, близ деревни Рвачи, располагается крупнейшее в Евразии захоронение ископаемых пермского периода, единственный аналог которого — плато Кару в Южной Африке. И хотя герб Котельнича и его официальный символ вообще-то котел, доисторический ящер — основной местный бренд. Котел — с него что возьмешь? Даром что он на гербе, в Котельниче и воды-то горячей почти нет: где-то дают по утрам, где-то вообще не дают, в лучшей гостинице города душ предусмотрен только в двух номерах… То ли дело динозавры. Даже в турагентстве они — уважаемые клиенты. Этого пункта на рекламном плакате нет, но вообще-то «Вятские динозавры» отправляют за рубеж не только людей, но и доисторических тварей, а также их слепки. Коробки с окаменевшими динозаврами едут в Финляндию, Швейцарию, Австрию, Канаду, Японию — а котельничане, подкопив денег, отправляются к теплому морю, в Турцию или Египет; у кого запросы скромнее — в Адлер… Вероятно, окаменевшие туристы путешествуют даже активнее, чем живые, — во всяком случае, турфирма ООО «Вятские динозавры» занимает одну из комнат в палеонтологическом музее на улице Карла Маркса.

Котельничский палеонтологический музей — один из двух имеющихся в России (первый — в Москве). Прямо у входа, в предбаннике, разложены какие-то прикрытые тканью глыбы.

— Скелеты, — нежно кивает на них директор музея. — Скелеты в камне.

Директора зовут Альберт Хлюпин. У него круглое доброе лицо, чуть вздернутый нос, чуть смеющиеся глаза и чуть удивленные брови. Он похож на Шурика из «Операции Ы», только без очков. Это он собрал уникальную коллекцию местных динозавров. Это он организовал музей.

— Что с ним? — Хлюпин кивает на зеленое хвостатое существо за стеклом. Существо елозит шершавой спиной по стеклянной поверхности.

— Я его погладила, и он хочет еще. Он нуждается в ласке, — тихо, с достоинством отвечает пожилая смотрительница музея. Она похожа на миссис Хадсон из «Шерлока Холмса».

Зеленое существо поворачивается к нам мордой и оказывается игуаной.

— Его зовут Гоша, — говорит Хлюпин. — Он — живое ископаемое.

Рядом с Гошей — коробочка, на ней стихи: «Бросьте денежку, друзья! / Гоше голодать нельзя. / Также денежки нужны / Игуане на штаны, / На рубашку, на кроссовки / И на турэкипировку!!!»

В музее два экспозиционных зала, каждый размером с обычную жилую комнату. В одном выставлены ископаемые, найденные под Котельничем, в другом — их живые потомки, найденные кто где. Нильский крокодил Василиса скрючилась в раковине с мутной водой. Хлюпин рассказывает, что Василиса — москвичка, что в детстве она жила в редакции журнала «Крокодил», но потом начала кусаться, ее отдали в Московский зоопарк, зоопарковские рептилии ее не приняли, Василису унес домой добрый смотритель зоопарка, но дома ее не приняла жена смотрителя… В итоге Василиса была вручена помощнику Хлюпина как безвозмездный дар Котельничскому палеонтологическому музею. Василиса приехала в Котельнич в плацкарте, на верхней полке, обернутая во влажную простыню. Для нее давно уже куплена ванна, но ванну некуда ставить, так что покамест нильская рептилия проживает в раковине и не растет — они, рептилии, это умеют.

Помимо игуаны и крокодила в комнате экспонированы среднеазиатские черепахи, белые мышки и палочники. В кресле дремлет большая черная собака. Она не экспонирована, просто ее обижают хозяева, живущие по соседству, и она приходит в музей погрустить.

В соседней комнате — там, где окаменевшие ископаемые, — молодой экскурсовод Максим ведет экскурсию для студенток Котельничского кооперативного техникума.

— Когда жили динозавры? — строго вопрошает Максим.

— Давно.

— А точнее?

— Очень давно, — студентки смущенно хихикают.

— Двести пятьдесят миллионов лет назад они жили. — Максим суров. — Сейчас я расскажу вам про их питание. Но для начала определимся с терминами. Вот, например, человек — он хищник или травоядное?

— И то и другое, — говорит блондинистая студентка техникума.

— Правильно. И как это называется?

— Хищно-травоядный? — нерешительно тянет блондинка.

— Млекопитающийся? — предполагает брюнетка.

Я тихо выхожу из экскурсионного зала. Заглядываю в подсобку, где пьют чай и делают динозавровые слепки (на столе — чашки, сушки, фрагменты глиняных лап, чьи-то клыки, чьи-тоокурки). Захожу в офис турфирмы, где с трудом помещаются два стола, несколько стульев и гендиректор Татьяна. На стенах — карты Кировской области, река Вятка, другие красоты, уникальное плато, аналог которого — лишь Кару в Южной Африке…

— Много туристов приезжает в Котельнич?

— Очень мало, — отвечает Татьяна. — Ни одного.

…Было время, «Вятские динозавры» пытались наладить внутренний туризм: возить гостей городана мастер-классы по изготовлению оберегов и мукосолов, показывать им выставку деревянных скульптур, чучела сов и волков, музей истории крестьянства, ну и, конечно, главную достопримечательность — динозавров. Ведь зачем человеку ехать в Южную Африку, когда каждое лето археологи работают на точно таком же плато прямо здесь, под Котельничем, близ деревни Рвачи, на берегу реки Вятки?

Маленькая проблема заключается в том, что на другом берегу реки Вятки работает Марадыковский завод по уничтожению химического оружия.

— Нервно-паралитического действия, кожно-нарывного действия, — загибает пальцы гендиректор турфирмы. — На очереди психотропное…

По официальным данным, на экологии Котельнича и окрестностей деятельность Марадыковского завода никак не сказывается. С внутренним туризмом, однако, не сложилось: уж в заводе ли дело или в чем-то еще, но в городе нет ни нормальной инфраструктуры, ни желающих сделать ее таковой. А одними динозаврами сыт ведь не будешь…

С инфраструктурой дело и правда швах. Гостиничный номер за 400 рублей в сутки с удобствами на этаже отпугнет даже самого внутреннего туриста. Правда обед из трех блюд в столовой «Родничок» обойдется ему всего в сорок рублей, но могут смутить засаленные подносы и запахи из детских кошмаров — перетушенная капуста, подгоревшие рыба и лук, резиновая клеенка в стадии полураспада… Магазин «Подарки для вас» не заменит туристу супермаркета. Что до культурной программы — в краеведческом музее ближайшая экскурсия будет через полгода, потому что экскурсовод пока что в декрете. А кинотеатр «Родина»— в пред ставительно-палладианском стиле, с широкими ступенями и колоннами — стоит весь обуглившийся: здесь был пожар. Впрочем, и до пожара кино не особо крутили: в кинотеатре хранились и экспонировались все те же динозавры — пока не переехали сюда, на Карла Маркса.

В зале с ископаемыми уже другая экскурсия, внеплановая. Альберт Хлюпин ведет ее лично.

— Очень важные люди, — шепчет мне «миссис Хадсон».

— Откуда? — шепчу я.

— Гости из УВД. Нездешние. Может, кировские. Может, даже московские. Идти-то им больше некуда. Вот их к нам всех и присылают, чтоб мы развлекли.

Важные люди в брюках со стрелками и серых пиджаках развлекаются молча и мрачно. С каменными лицами рассматривают скелет растительноядного аномодонта суминии (суминия была кем-то вроде доисторического лемура, в нынешнем же своем виде смахивает скорее на раздавленную камнем коричневую лягушку). Слушают про «звероголовых» тероцефалов из группы хищных терапсид-терио донтов. Косятся на скелет крошки дицинодонта. И остаются совершенно равнодушны к любимцу Альберта Хлюпина — парейазавру, «щекастому ящеру», чудесным образом сохранившемуся почти целиком.

— Канадцы предлагали за скелет этого парейазавра огромные деньги, — Хлюпин явно пытается хоть как-то растормошить очень важных людей. — Один такой скелет может стоить от ста пятидесяти тысяч долларов. Но мы не отдали. Это гордость России!

Важные люди настороженно рассматривают гордость России, похожую на раскрошившуюся гигантскую креветку. Позади «креветки» — что-то вроде большой шторы с изображением динозавра. А за шторой — кровать Альберта Хлюпина (директор живет в музее, так как жилплощади в Котельниче не имеет), но гости из УВД ее увидеть не могут. Да и вряд ли их сильно заинтересовала бы какая-то кровать…

— У нас гораздо больше экспонатов, чем вы видите здесь, но остальные не помещаются, — говорит Хлюпин энергично-приподнято. — Все экспонаты очень ценные, некоторые уникальные, таких нет больше нигде. Наша коллекция регулярно ездит по России и по всему миру, в Кремле у нас был целый зал… Ну а здесь очень маленькое помещение, поэтому показать глобальную эволюцию мира сложно. Но со временем все наладится. Нам спешить некуда, у нас позади вечность, — директор обводит широким жестом скелеты. — И впереди тоже вечность. Вопросы есть?

Вопросов у них нет.

— Они уже под нами, — говорит Хлюпин.

Мы едем в деревню Рвачи. Под нами, на глубине шестидесяти метров, — они. Динозавры.

— Здесь были субтропики, — говорит Хлюпин.

За окном осенняя хмарь. Мелькают кривые лачуги, заброшенные заводы, бетонные блоки, гнилые заборы. Как-то вдруг раз — и доходит: эти твари здесь жили. Здесь были субтропики. Здесь было тепло и комфортно. Здесь росли пихты, и динозавры их кушали — тогда, двести пятьдесят миллионов лет назад…

Дорога кончается, по крайней мере та, по которой может проехать такси. Дальше только пешком или на вездеходе. Вездехода у нас нет.

Мы бредем по деревне Рвачи, утопая по щиколотку в грязи. В деревне четыре избы. Три из них догнивают, полулежа на мокрой траве, а в одной до сих пор живут.

— Кто живет?

— Две женщины. Вдова Галина и ее мать, которую зовут Бабка. Они всегда пускают к себе палеонтологов.

Мы тоже заходим — погреться и попить чаю, прежде чем спускаться к плато. В доме только Бабка и кошка с котенком: Галина на клюкве. Она ушла в шесть утра и вернется с болота затемно с двумя ведрами ягод — за одно ведро перекупщик даст ей четыреста рублей.

Вчерашний улов клюквы разложен на полу избы на газетках. Бабка в платке, шерстяной кофте и валенках, без зубов, — кинематографичная такая бабка — вяжет носки. Свою кинематографичность она осознает: легко и охотно позирует фотографам и телевизионщикам, приезжающим делать репортажи про местных динозавров и регулярно забредающим в единственный жилой дом в Рвачах. Бабка улыбается нам беззубым ртом — она вообще веселая. Ей восемьдесят восемь лет, но она до сих пор носит воду из колодца и следит за домом. Она проживет долго, сколько захочет. Мать Бабки, Прабабка, дожила до ста трех и только тогда решила, что хватит. Она попросила протопить баньку посильнее, как она любила, надела по своему обыкновению шапку, чтобы не обжечь мочки ушей, и варежки, чтобы не обжечь пальцы, и удалилась в баню на час. Из бани Прабабку уже вынесли…
Бабка, сияя, смотрит на котенка, играющего с кошкиным хвостом.

— Ликось, эсколь отопок от велик, — изрекает она. В том смысле, что крупный какой котенок вымахал.

— Скушно мне, — Бабка смотрит в окно на лес и немного грустнеет. — Не сходишь никуды. Туды далеко… И сюды далеко…

— Когда-то здесь был магазин. И поля были. Коровы… Рожь здесь росла, ячмень и овес, — комментирует окружающее Альберт; мы уже допили свой чай и топаем по Рвачам в направлении «туды», к реке. — А теперь только лес и болота. Медведи прямо к домам подходят. Волки подходят. И йети.

— Кто — эти?

— Я говорю: йети. Снежные люди. Недавно целое семейство здесь видели. Самца, самку и детеныша.

— Кто видел?!

— Местные жители… Я-то лично снежных людей не встречал, но знаю про них много. Потому что мой хороший знакомый — ученый из Кирова — серьезно их изучает. Он каждое лето уходит в леса… Леса у нас, кстати, жутко комариные, но репеллентами от комаров он не пользуется, чтобы запахом йети не спугнуть.

— Как же он спасается от комаров?

— У него есть свой метод. Он заходит в лес, раздевается догола и дает комарам себя искусать.Где-то сутки ему очень плохо, он весь опухает, зато потом — все в порядке. Они его больше не трогают. Да и он уже укусов не чувствует. Ходит себе спокойно, расставляет видео— и фотоловушки для снежных людей…

— И как, попадаются?

— Нет, — с грустью признает Хлюпин. — Не попадаются. Очень уж осторожные. Так-тоон их видел, этот ученый, а вот сфотографировать — ну никак… А вообще тут у нас много аномалий. Случаются ахрономиражи — от слова «хронос», «время», — ну то есть видения из других времен. НЛО висят в небе часами… Вот она, Вятка.

Мы стоим у обрыва. Внизу — река цвета ртути. Наверху — плотно утрамбованное оловянными тучами небо; если там и есть НЛО, при такой облачности не разглядеть… На том берегу реки густой среднерусский лес, а за лесом — завод по переработке химического оружия. На этом берегу, прямо под нами — то самое плато динозавров, ярко-красное и бугристое, как иллюстрация к книжке про Марс.

— Мы сейчас находимся на Сокольей горе, — говорит Хлюпин. — Высота этой точки — шестьдесят два метра над уровнем воды в реке. Раньше эта гора была дном древнего водоема. Сток в водоем происходил с территории Палеурала. Давайте спустимся…

Хлюпин указывает рукой на узкую скользкую тропинку, бегущую к реке по почти отвесному склону, и тут же прогулочным шагом, точно по тротуару, направляется вниз; я следую за ним на пятой точке.

— …Здесь переслаиваются отложения пустынь и водных потоков. То есть мы имеем дело с гигантским пляжем, который во время сезонных муссонных дождей затапливался из-заповышения уровня воды. Затем он подсыхал, почва растрескивалась, образуя углубления с жидкой глиной внутри, в углублениях вырастали растения, и древние животные приходили, чтобы эти растения кушать…

Мы идем по скользкой красной глине. Снизу пейзаж выглядит еще более марсианским, невозможным, нездешним, чем оттуда, с вершины. Соколья гора на срезе корич нево-алая. И вся такая слоистая, точно кусок вяленого старого мяса, оторванный от чьей-то гигантской туши. Гора, которая раньше была дном реки…

— …Ну так вот, животные кушали и при этом тонули. Застревали в этих природных ловушках, не могли выбраться из топкой глины и оставались замурованными в ней на века… Все это повторялось сотни, тысячи раз. Болото становилось пустыней, пустыня становилась болотом, животные снова тонули… С одной стороны, животных, конечно, жалко. С другой стороны — в результате мы имеем уникальные целые скелеты, сохранившиеся благодаря отсутствию кислорода и бактерий. Состав фауны Котельничского местонахождения уникален. В науке есть даже специальный термин — «котельничское время»…

Яползу, цепляясь руками за скудную скользкую растительность и хватая ртом воздух. Это мое восхождение обратно на вершину Сокольей. Альберт Хлюпин идет впереди все тем же прогулочным шагом и, как человек вежливый, занимает меня беседою: то есть мы вроде как совершенно на равных, и я типа беру интервью, а что я при этом иду на четвереньках, так это мало ли — может, мне так удобней…

— …Очень жаль, что здесь не развит туризм. Специфика глубокой провинции заключается в том, что очень велико сопротивление среды: оставьте нас в покое, оставьте все как есть, да, мы ходим по колено в грязи, и наши предки так ходили, и предки предков ходили, и наши дети так будут ходить… На Западе невозможна ситуация, чтобы не было туризма в местах скопления динозавров. Там все поставлено очень четко. В Швейцарии обнаружили следы динозавра — через пару дней уже был конкурс проектов парка динозавров в этом месте… Динозавры — это ведь модно, это всегда аттракцион. Вот в Чикаго прямо на захоронении динозавров стоит стеклянный прозрачный музей. «Полевой музей Чикаго» называется, — Хлюпин легко взбирается на вершину горы и озирает окрестности.

— Chicago Field Museum, — говорит он вдруг с отменным оксфордским прононсом.

В звенящей тишине Рвачей такой английский звучит как язык дельфинов или послание из далекого космоса.

— Вы где учили английский, Альберт?

— А?.. В Москве. На курсах, в девяностые. Мне повезло: учитель раньше преподавал в Федеральной службе контр разведки… Потом я еще месяц провел в Австралии. Да и вообще езжу по миру — с динозаврами.

— А сами вы…

— А сам я из Кирово-Чепецка. Учился в Кирове в художест венном училище, потом увлекся ископаемыми, получил в Москве палеонтологическое образование и в девяностые приехал в Котельнич, к динозаврам. Тут тогда работал кооператив «Каменный цветок» — ну, и я к ним устроился. Они продавали находки за рубеж, хотя нам, простым сотрудникам, говорили, что коммерческой отдачи нету. Что вывозимые экспонаты не продаются. Что рынок переполнен.

— Парейазаврами?

— Ага, ими. Приезжал коммерческий директор с какой-нибудь ярмарки из США и говорил: «Ребята, блин, ну не покупают. Не нужен им наш парейазавр. А мне тащить обратно эту тушу было дико дорого. Я ее там оставил, договорился, что ее будут пока хранить…» На самом деле все прекрасно продавалось. Деньги поступали на личные счета начальства. Но в итоге они не смогли поделить награбленное, и фирма рухнула. Нас всех уволили. К этому времени у меня уже сформировалась небольшая коллекция, которую я от них утаил. И я организовал музей… Вон там видели летающий объект, — Хлюпин указывает рукой в сторону каких-то хибар в отдалении. — Много их здесь. Думаю, это связано с концентрацией ископаемых или с химическими и радиоактивными отходами.

— В смысле — у людей случаются галлюцинации? — я автоматически высматриваю в указанном направлении большой серебристый шар или хотя бы тарелку, но небо пустое и серое.

— В смысле — это может быть своего рода инспекцией со стороны высших сил. Которая проводится в экологически неблагоприятных районах…

— Альберт, вы верите в инопланетян?!

— Ну, я, скажем так, увлекаюсь уфологией.

— Но как же вы сочетаете уфологию с палеонтологией? Мистику с наукой?

— К чему эти узкие разграничения? Для меня и то и другое — наука. И то и другое — загадка. Что мы знаем о динозаврах? Что мы знаем о себе? Обо всех земных творениях? О творце? Может, это не бог, а пришельцы из других миров? Динозавры и инопланетяне одинаково непознаны…

Мы снова едем по Котельничу — домой к Альберту Хлюпину, то есть в палеонтологический музей, ведь он живет там.

Известное науке «котельничское время» застыло в квадратиках советских улиц, между Кирова и Маркса, Октябрьской и Пролетарской, целое и невредимое, как динозавр в ямке с глиной. За окном проплывают «Подарки для вас», магазин «Лучик», магазин «Мясо», в котором на самом деле бильярд, магазин «Овощи», хранящий под замком свою тайну, столовая «Родничок», обгоревшая «Родина»… Мелькают лотки с ненужным, старики и старушки с палочками, тетушки с цветастыми сумками и потрепанные мужчины с бутылками. Они бредут между сувениров и тряпок, через холод и скуку, через убогость, уныние и смирение, мимо магазинов «Лучистый» и «Лучик», названных так в надежде, что навязчивый солнечный корень как-то подсветит и согреет эту серую жизнь.

Альберт Хлюпин улыбается и смотрит в окно не на это, а сквозь — как инопланетянин, как йети. Он знает, что когда-то здесь было очень тепло, а солнечно не было никогда, потому что даже пермский период был эпохой великих туманов.

Мы приходим в музей на Маркса, и «миссис Хадсон» предлагает погладить игуану Гошу по спинке, потому что ему одиноко. На ощупь Гоша как сухая автомобильная шина, а когда я его глажу, он жмурится, точно кот. Он — потомок доисторических ящеров. Он любит листики, бананы и яблоки. Он нуждается в ласке.

'''Анна Старобинец'''

Темы: Русская душа, Общественно-политическая жизнь в России, Социальные проблемы в России
Источник: «Русский репортер»
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
© KM.RU, Алексей Белкин
Николай Арефьев: «Мы пополняем бюджет за счет штрафов»
Алаудинов призвал ужесточить наказание за разжигание межнациональной розни
В Госдуму внесен законопроект о круглогодичном призыве в армию
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Кинопремьера «Жизнь по вызову. Док»: Клиент не бывает приятным
Cart-blansh, 10 ноября, «Китайский летчик Джао Да»
Русский мир в Азербайджане и война в Нагорном Карабахе
«ЙОРШ» вернул в 2007-й, а «Северный Флот» подготовил к «нордическому» сету «Алисы» на KKinchevFest
«Громыка», 2 марта, «16 Тонн»
Плохой Хороший «Пусть не станет меня» (интернет-сингл)
Общпит «Штурм ледяной крепости» (компакт-кассета)
Действуй! feat. Antarctic «Расстались молча мы» (интернет-сингл)
Оформление потолка: что нужно знать
«Кровь стынет в жилах»: Голиковой выразили народное негодование из-за сегрегации по QR-кодам
Как составить план подготовки к свадьбе?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.