Государство отказалось от принципа «Бог подаст»

Государство и Русская православная церковь в принципе согласовали поправки к законодательству, которые узаконят бюджетное финансирование храмов после того, как те будут возвращены Церкви. «Год назад Патриарх Алексий II обратился с письмом к президенту Владимиру Путину, в котором попросил помочь в финансировании по содержанию памятников культурного наследия, которые переданы Церкви, – сообщила в пятницу юрист Московской патриархии Ксения Чернега, слова которой приводит [http://www.interfax-religion.ru/?act=news&filter=nnPPQQPP1JJ1&page=2 Интерфакс]. – Вчера я увидела воплощение наших идей. Текст предлагаемых поправок полностью совпадает с нашими предложениями».
Сам возврат Церкви ее бывшей собственности – вопрос уже тоже, в принципе, решенный. Ожидается, что Церковь получит то, что уже использует на правах безвозмездной аренды – церковные здания и постройки, а также земельные участки, которые к ним относятся.
До последнего времени, однако, возврат Церкви ее бывшей собственности осложнялся как раз неясностью с тем, на какие средства будут осуществляться ее восстановление и ремонт. Не секрет, что в условиях финансового кризиса вопрос церковной собственности приобрел дополнительный смысловой оттенок – у государства как бы появился новый «стимул» снять со своего баланса имущество, чье содержание не приносит дивидендов. Конечно, когда речь идет о всемирно известных памятниках архитектуры, то государство наверняка не оставит их без своей поддержки, даже передав их на баланс РПЦ. Но возникает вопрос: а что будет с храмами, которые пусть и не столь значимы, но, тем не менее, представляют собой часть духовно-исторического наследия нашей страны? Найдутся ли средства на них?
Image:02.jpg|Свято-Троицкая церковь в селе Оринино Моргаушского района Чувашии
Image:04.jpg|Свято-Троицкая церковь в селе Оринино Моргаушского района Чувашии
Image:05.jpg|Свято-Троицкая церковь в селе Оринино Моргаушского района Чувашии
Image:06.jpg|Свято-Троицкая церковь в селе Оринино Моргаушского района Чувашии
Image:07.jpg|Свято-Троицкая церковь в селе Оринино Моргаушского района Чувашии
Image:16.jpg|Свято-Троицкая церковь в селе Оринино Моргаушского района Чувашии
Image:17.jpg|Свято-Троицкая церковь в селе Оринино Моргаушского района Чувашии
Image:18.jpg|Свято-Троицкая церковь в селе Оринино Моргаушского района Чувашии
Image:19.jpg|Свято-Троицкая церковь в селе Оринино Моргаушского района Чувашии
Image:20.jpg|Свято-Троицкая церковь в селе Оринино Моргаушского района Чувашии
Если обратиться к истории, то нетрудно заметить, что государство сначала лишило Церковь значительной части ее имущества. Потом атеистическая власть не позволяла использовать изъятые храмы по назначению, отчего многие из них пришли в запустение. Сейчас гонения на Церковь остались позади, однако недостаточно просто оставить верующих и духовенство в покое – нужна и государственная поддержка, без которой сохранить и тем более восстановить культовые здания, порушенные в прошлую эпоху, будет крайне сложно, если вообще возможно.
Общественности приходится собирать деньги на то, что, по идее, должно финансироваться государством, как говорится, без всяких вопросов. Так, в редакцию КМ.RU поступило письмо от Зосима Сергеевича Соловьева – председателя приходского совета Свято-Троицкой церкви села Оринино Моргаушского района Чувашской Республики, чье здание пребывает ныне в бедственном состоянии. «Свято-Троицкая церковь является одним из красивейших архитектурных зданий, – говорится в письме. – Для восстановления церкви требуются значительные средства». В частности, помимо реконструкции самого здания церкви, по словам Зосима Сергеевича, необходимо построить на территории котельную, канализацию, водопровод. В настоящее время из-за ветхости здания служба проходит в Свято-Троицкой церкви только по воскресеньям. Постоянного настоятеля у церкви пока нет. Желание спасти прекрасный храм, донести просьбу о помощи до меценатов и просто добрых людей, которых в России всегда было немало, и заставило приходской совет обратиться в нашу редакцию. Тем, кто готов помочь в деле восстановления Свято-Троицкой церкви, расположенной по адресу 429555, Чувашская Республика, Моргаушский район, село Оринино, ул. Центральная, 64, просьба связаться с председателем приходского совета Зосимом Сергеевичем Соловьевым или его помощником Николаем Григорьевичем Блиновым по тт. (8352) 67-30-53, 8-902-327-30-53 или электронной почте 44n@bk.ru. Информация о храме содержится в Интернете по адресу http://blagotvorenie.mylivepage.ru.
И это – лишь единичный пример. А сколько еще таких храмов в России, требующих срочного капитального ремонта, на который у Церкви нет денег, особенно сейчас, в разгар кризиса? В таких случаях приходится рассчитывать на помощь общественности. И ситуация только осложнится, если государство откажется от церковного имущества, полностью взвалив бремя по его содержанию на РПЦ.
Правда, у атеистов может возникнуть вопрос: а почему, собственно, бюджетные деньги должны идти на религиозные нужды, если в нашей стране Церковь отделена от государства? Однако, думается, даже самый закоренелый атеист должен понимать, что древние храмы – это не только места проведения обрядов и молений, но и важный элемент нашей культуры. И уже этой причины более чем достаточно для того, чтобы не бросать памятники без поддержки.
Впрочем, вполне возможно, что опасения по поводу судьбы культурно-религиозного наследия беспочвенны, и государство вместе с Церковью найдут решение, устраивающее все заинтересованные стороны. О том, как решается этот вопрос, рассказывает зампред Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Всеволод Чаплин:
– Я являюсь членом рабочей группы в рамках комиссии правительства России по вопросам религиозных объединений, которая как раз рассматривает сейчас проект закона, связанного с нашей темой. Действительно, в течение уже нескольких лет готовится проект закона о передаче религиозным организациям объектов собственности религиозного назначения. Речь в основном идет о тех зданиях, которые уже находятся в пользовании религиозных организаций и, как правило, ими же сохраняются и восстанавливаются.
Государство только относительно недавно стало выделять более-менее ощутимые суммы на реставрацию и сохранение памятников архитектуры, которые находятся в собственности государства же, но в пользовании религиозных организаций. Это порядка 2 млрд руб. в год. Сумма ощутимая, но она покрывает, на мой взгляд, от силы 10-15% от тех средств, которые требуются. А лет 10 назад государство не выделяло почти ничего, а именно в это время наиболее интенсивно восстанавливались храмы, монастыри и т. п. здания. Очевидно, что религиозные общины там, где они в состоянии искать средства на реставрационные работы, будут делать это и дальше. Но в ряде случаев религиозные общины не могут нести на себе основную часть расходов, и здесь мы ожидаем помощи от государства.
В процессе работы над законопроектом, о котором я говорил, и сопутствующими законопроектами имели место дискуссии относительно того, стоит ли государству вообще финансово поддерживать восстановление и сохранение зданий, которые будут переданы в собственность. 19 марта состоялось заседание правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений. Там было принято решение поддержать уже фактически разработанный законопроект о внесении поправок в закон об объектах культурного наследия, по которому такое финансирование станет возможно. Согласно этим поправкам, может быть профинансировано восстановление тех зданий, которые будут переданы в собственность религиозным организациям. Инициаторами этого законопроекта были, кстати, не мы, а Минэкономразвития.
И естественно было бы ожидать, что те храмы, монастыри и другие культовые здания, которые были изъяты в свое время у религиозных общин (как я считаю, безнравственно и беззаконно), были бы им полностью возвращены.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Я тоже атеист и тоже никогда не был воинствующим.Более того, я с уважением отношусь к верующим людям традиционных конфессий, к какой бы конфессии они ни принадлежали.
Считаю, что религиозные догмы должны внедрять в умы детей в школах не надо, но вполне допустимо ознакомить с историей возникновения хотя бы тех религий, которые дошли до наших дней, разобраться, чем они отличаются, что в них общего, и главное в чём состоит опасность от околорелигиозных тоталитарных сект.
Ведь сведения о религиях древнего Рима или Греции преподают же в школе, так почему же то, что рядом с нами обходить молчанием.
А для изучения закона божьего есть церковно-приходские школы, и пусть родители посылают своих детей туда.
И вообще: путь в религию должен быть не через средства массовой информации, не через религиозны агитаторов и ещё кого-либо.
Путь в религию должен идти из семьи с опорой на семейные традиции, уважения своих предков. И только в семье должны решаться такие вопроса, и никому не надо вмешиваться во внутрисемейные отношения.
По поводу госфинансирования содержания храмов. Вообще-то это делается в соответствии с законодательством РФ. Не всем это нравится, особенно оголтелым атеистам. Но не в этом дело.
А вот хотелось бы узнать, финансируется ли Собор парижской богоматери из госбюджета Франции? И финансируется ли содержание действующих культовых сооружений в других светских государствах (я не имею в виду сугубо религиозные государства). Кто-нибудь может просветить?
дело восстановления церквей нужное и очень важное. Необходима помощь государства.
русскому азиопу.
Реплики по Вашим:
".. государство должно «финансировать... просто храмы» с такой стати, о которой было изложено в статье... Если церковь является историко-культурным наследием России, то государство просто обязано (по мере своих сил) заботится о его сохранности..".
Вы уж Не передергивайте так явно:
историко - культурным наследием являются Храмы - сооружения, Но Не РПЦ;
Церковь только былой владелец - собственник и по сему Сам должен содержать Свои материальные активы, а коли Не может или Не желает так и Не чего было подгребать под Себя.
В народе такое обзывается - жизнь на халяву.
русскому азиопцу.
Реплики по Вашим:
1/. "..И всем этносам России необходимо это знать (для патриотизма и, как сейчас говорят, толерантности)..".
Так Все ж для патриотизма или для толерантности ?!
2/. "..В регионах и местностях компактного проживания мусульман (буддистов, евреев и др.)целесообразно ввести факультатив «Основы мусульманской (или др.культуры»..".
Похоже, что Все ради толерантности.
Насчет Русского Ватикана - потому, что в Истории было и Не хочется иметь в России.
Под "баю - бай" о симфонии властей можно многое натворить, потому как такая Власть Всегда временная, а жаждется Одноликость в виде Себя любимого.
Суть человеков такая – «дай пальчик, а он руку оттяпать норовит» и никаких светско - божьих законов Не убоится при сем.
русский азиопец, к Вашему сведению православная Греция до сих пор живет за счёт своих языческих богов. Это их дохристианская культура, но они берегут её наследие (наверно, как истинные патриоты). У нас тоже была своя культура, насильственно замененная чужим христианством. Но нам как патриотам, почему-то не рекомендуется помнить о ней. Наоборот, только знаток православной культуры преподносится, как культурный патриот. Есть у нас ещё и культуры других широко представленных в мире религий. Так же есть и атеистическая культура. Но преференции предполагаются только для православия! Все Ваши уверения в полезности и ненавязчивости ОПК в школе мало чего стоят. Всё перечеркнуто фразой: "подлинно русский — это православный". Русскому атеисту, мягко говоря, неприятно такое читать. Это как если бы я написал: "подлинно верующий - это недалекий, безмозглый человек". Меры у нас испокон веков не знают. Сейчас ОПК, а через 20 лет будет православный шариат.