Ундервуд и Константин Хабенский «Проект О» (песни Булата Окуджавы)

Песни Булата Окуджавы в авторском исполнении издавались преимущественно в авторском исполнении, поэтому потенциал многих из них так и не был раскрыт. К тому же в них был силен драматургический элемент, который обычно также оставался в тени. Задумав музыкально-драматическое действо «Проект О», Константин Хабенский мечтал изменить данную ситуацию и искал подходящую группу, которой окажется под силу подобное воплощение этого наследия.
В итоге его выбор остановился на «Ундервуде», в котором, как известно, сочиняют и исполняют песни люди с несомненным поэтическим дарованием, априори бережно относящиеся к звучащему слову. К тому же в группе два полноправных вокалиста — Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко, что способствует театрализации исполняемого материала. Работа закипела, сам Константин Хабенский также в нее влился, но не стал тянуть одеяло на себя. В итоге он исполняет всего несколько песен из 18-ти, взяв на себя, например, «Песенку о московском муравье», где действительно важно было передать малейшие нюансы переживаний «маленького человека», влюбленного в роскошную красавицу,
Открывают же и открывают альбом песни, которые все трое вокалистов исполнили вместе. Благодаря этому «Полночный троллейбус», где все исполнители поэтапно показывают, как медленно оттаивает издерганный человек, входящий в общественный транспорт и вдруг ощущающий единство с остальными пассажирами. Константин Хабенский отвечает здесь, в частности, за театральную паузу, которая следует за предложением помолчать. Под занавес альбома вся троица исполняет душераздирающую «Песенку о бумажном солдатике», а Хабенский отвечает за подчеркнуто актерскую фразу «В огонь? Ну что ж, иди! Идешь?» - и иначе, наверное быть не должно. Также в песне присутствует сочувственный вокализ Татьяны Шишковой, как бы дающий слушателю понять, что подвиг солдата растопил даже черствое сердце спесивой балерины.
Косвенный ответ на вопрос, зачем все-таки эти люди взялись за песни Булата Окуджавы, дается в песне «Как наш двор не обижали»: «А пусть они теперь поэту воздают по чину!» Автор, в свою очередь, посвящал эту песню Высоцкому и, конечно, ее исполняет другой Владимир — Ткаченко. И его «золотой голос» тоже очень кстати и тоже «нужен». Что же касается Максима Кучеренко, то одной из вершин в его исполнении стоит признать в альбоме «Надежды маленький оркестрик», получивший теперь небывалый размах.
Аранжировывая песни, «Ундервуд» очень бережно отнесся к оригиналам. «Заезжий музыкант» сделан в ритмах регги, и теоретически можно себе представить, что кто-нибудь так же сыграл бы эту вещь при жизни автора. «Песенка о Моцарте» имеет «латиноамериканское» звучание, как бы указывая на то, что в разные времена были свои представления о легкой и возвышающей музыке. С фирменная стилистика «Ундервуда» инкорпорирована, например, в «Давайте говорить», и такой разудалый курортный твист с бравурным вокалом Максима Кучеренко отлично сочетается с бодрым посылом этой композиции. Напротив, Владимиру Ткаченко в «Дежурном по апрелю» удалось передать глубоко скрытую в подтексте песни грусть, и ему очень помогают в этом партии трубы, которые под видом патетики также транслируют неизбывную печаль.
Работа музыкантов вообще выше всех похвал. Казалось бы, что можно было сотворить из аскетичной миниатюры «Песенка о голубом шарике»? Но «Ундервуд» сыграл ее в джазовой обработке с женским многоголосьем в духе советского квартета «Аккорд», в финале звучит даже текст на армянском в исполнении Вартана Даракчяна. «На фоне Пушкина снимается семейство» украшено партиями струнных, а в «Батальном полотне» звучит упомянутый в тексте клавесин.
Альбом выпущен на CD питерским лейблом Maschina Records в лакированном диджипаке с закругленной внутренней створкой, содержащей высказывания об Окуджаве от ключевых участников «Проекта О». На развороте вкладыша помещена черно-белая фотография с одного из первых выступлений «Ундервуда» и Константина Хабенского с этими песнями. Есть предчувствие, что гастрольная судьба «Проекта О» не будет долгой (подобные вещи создаются не для чеса!), поэтому память в виде этого осязаемого артефакта ценна вдвойне.
Комментарии читателей Оставить комментарий