Грузинская оппозиция готовится к революции, но время ли сейчас?

Похоже, Грузия начинает реагировать на волну революций в арабском мире. Министр иностранных дел Григол Вашадзе совершил путешествие в Египет, чтобы поделиться грузинским опытом послереволюционных преобразований, ведь уход Хосни Мубарака рассматривался в аналогии с уходом от власти Эдуарда Шеварднадзе в 2003 году. Однако в глазах радикальной оппозиции Грузии диктатор Мубарак больше похож на диктатора Михаила Саакашвили, а египетская революция – лишь прелюдия грядущей революции в Грузии.
О приближающейся революции уже объявлено двумя оппозиционными лидерами – бывшим спикером парламента Нино Бурджанадзе и предпринимателем Леваном Гачечиладзе. Ими был даже обозначен срок перемен. Гачечиладзе пообещал, что «к лету» все «благополучно уйдут в отпуск» - начиная с Саакашвили.
И Бурджанадзе, и Гачечиладзе являются ветеранами весенних демонстраций 2009 года. В те времена они обещали, что президента снесет волной общественного негодования.
Больше не запрещенное слово
Что же изменилось сейчас?
Во-первых, охватившая арабский мир волна демократии воскресила слово «революция», которого избежали оппозиционные лидеры два года назад. Еще одно слово, появившееся в их словарном запасе и бывшее до недавнего времени табу, - «кровь». По словам Гачечиладзе, было бы замечательно, если бы правительство ушло без насилия, но ему в любом случае придется уйти. Иными словами, оппозиция не исключает кровопролития, хотя и стремится переложить ответственность за это на власть.
И это не единственное отличие между теперешней ситуацией и тем, что было два года назад. В 2009 году большинство глав оппозиции могли отложить свои разногласия. Но с тех пор они вовсе перессорились, фактически Бурджанадзе и Гачечиладзе даже не разговаривают друг с другом.
Ранее в этом году влиятельная оппозиционная газета «Асавал-дасавали» опубликовала сенсационный материал о том, что в январе 2008 года, после президентских выборов, которые, по мнению многих, были сфальсифицированы, люди были готовы к захвату власти в день инаугурации узурпатора.
Но история продолжилась, лидер оппозиции Гачечиладзе продался за пару миллионов лари и не позволил им вмешаться в церемонию. Разоблачила эту историю Бурджанадзе, которая как действующий президент и тогдашний союзник Саакашвили, узнала о заговоре. Гачечиладзе и его Грузинская партия заявили, что история была сфабрикована, но двое все же отмалчиваются.
Отвергая насилие
Другая часть оппозиции категорически отвергает, возможно, насильственную революционную стратегию радикалов. Их цель – победа на выборах и активные переговоры с властями о реформировании образовательной системы. Хотя Ираклий Аласания и дружественные ему партии присоединились к действиям радикалов два года назад (впрочем, неохотно), сегодня он занимает более четкую позицию. «Я пойду против любого, кто решит следовать пути революции», - заявляет он.
Так на что же рассчитывает радикальная оппозиция сегодня? Главное, конечно, народное недовольство. Всплеск инфляции считался одной из главных причин недавних арабских восстаний. В Грузии же уровень инфляции лишь на несколько процентов выше, чем в соседних странах.
Кроме того, активисты оппозиции были воодушевлены забастовкой водителей микроавтобусов, которые были недовольны результатами тендера, проведенного администрацией Тбилиси между транспортными компаниями. Теперь забастовка прекратилась, но оппозиционеры надеются, что водители присоединятся к ним, когда они объявят день икс.
То же самое касается ветеранов войны в Абхазии, чьи акции протеста были разогнаны правительством в январе, и вынужденных переселенцев из Абхазии, которых выгоняют из их временных пристанищ.
Как показывает недавний опыт Грузии, революции необходима поддержка СМИ. Два года назад телевизионный канал «Маэстро» начал мобилизацию с передачи «Палата номер пять», которую вел популярный певец Уцноби. Тем январем в ней было заявлено, что день икс наступит 9 апреля. Но сейчас ничего подобного не происходит.
А «Маэстро» стал предметом скандала. В новогодний период в знак протеста против приказов Эроси Кицмаришвили (лидера революционной Грузинской партии и основателя компании, управляющей «Маэстро») уволился генеральный директор телеканала Каха Бекаури.
По словам Бекаури, Кицмаришвили был готов финансировать «Маэстро» только в том случае, когда канал действует в угоду его партии. Кицмаришвили отрицает такие обвинения. Отставка Бекаури была принята, а «Маэстро» продолжает поддерживать оппозицию.
Повышение пенсий – залог спокойствия?
По всей видимости, правительство видит опасность в возросшем недовольстве инфляцией и в том, как это использует оппозиция. Мартовское заявление президента о том, что в сентябре будет увеличен размер пенсий, может быть косвенными тому подтверждением.
Эта политика противоречит стратегии «затягивания поясов» и не сделает абсолютно ничего, чтобы взять инфляцию под контроль. Но подтекст такой политики в данном случае вполне ясен.
Так какова же вероятность новых и на этот раз успешных революционных волн в Грузии? Надо подождать и посмотреть. Но пока исходное положение революционной оппозиции, кажется, еще даже более слабое, чем было в 2009 году.
Комментарии читателей Оставить комментарий