Киргизия на пороге новой «Ошской резни»

Посеяв ветер антибакиевских настроений, новая киргизская администрация рискует пожать настоящую бурю на почве межэтнических противоречий.
Вчера около 5000 киргизов предприняли попытку штурма университета в Джалал-Абаде, в котором забаррикадировались представители узбекской общины. Как нетрудно догадаться, в здание престижного местного вуза их влекла отнюдь не жажда знаний, а желание расправиться с лидерами диаспоры среднеазиатских соседей Киргизии, которых обвиняют в поджоге и разгроме нескольких домов киргизов, в частности, принадлежащих клану Курманбека Бакиева.
Толпу желающих восстановить межэтническую «справедливость», которая собралась на площади перед образовательным учреждением с издевательски звучащим в данном контексте названием «Университета дружбы народов», пытались сдержать милицейские кордоны. И, в принципе, им это почти удалось. Правда, не без помощи введенных в город временным правительством армейских частей. При этом не обошлось без жертв со стороны тех, кто желал устроить киргизский суд Линча над засевшими в здании УДН узбеками.
Как сообщает киргизский Минздрав, в ходе «миротворческой операции» с участием спецназа на площади появились 63 раненых, среди которых – 5-летняя девочка, и двое убитых. По другой версии, люди были убиты выстрелами, произведенными из «храма науки», в котором засел со своими сторонниками один из лидеров узбекской общины Кадыржан Батыров.
Несмотря на то, что одну из первых мощных вспышек межэтнического насилия властям удалось подавить, ситуация продолжает оставаться очень тревожной. Как сообщает агентство АКИpress, в Джалал-Абад постепенно подтягиваются группы узбеков. Они собираются возле автовокзала (по последним данным, в количестве около 1500 человек). Причем эта этническая армия постоянно увеличивается, поскольку периодически в город прибывают ее «новобранцы» на микроавтобусах, однако военные и спецназовцы не пускают их на центральную площадь города, делая предупредительные выстрелы в воздух.
Стоит напомнить, что начало открытых столкновений между киргизской и узбекской общинами на юге страны почти дословно повторяет сценарий печально памятных событий 20-летней давности под названием «Ошская резня 1990 года». Однако на этот раз подспудно накапливавшееся межэтническое напряжение может сдетонировать на фоне развернувшегося противостояния между сторонниками свергнутого президента и «группой поддержки» временного правительства.
Стихийно сложившаяся политическая конфигурация привела к тому, что на стороне пробакиевских сил на юге страны выступают этнические киргизы (преимущественно из клана беглого гаранта киргизской Конституции). Временное же киргизское правительство неожиданно оказалось в роли защитника узбекской диаспоры.
'''Текущую ситуацию и перспективы развития событий в Киргизии оценивает руководитель Отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин:'''
– Нечто подобное мы наблюдали в 1990 году и позднее. Узбеко-киргизские противоречия всегда были достаточно сильны. А сейчас, когда у центра нет таких возможностей контроля над ситуацией, естественно, все эти противоречия начинают напоминать о себе в полный голос. Когда случился переворот, многими наблюдателями прогнозировалась опасность межнациональных столкновений по узбеко-киргизской линии. Собственно, и в 2005 году, когда происходила первая «тюльпановая революция», подобные столкновения были. Правда, они не доходили до таких жестких эксцессов, которые мы наблюдаем в эти дни. Все это вызывает очень серьезные опасения с точки зрения роста погромных настроений, радикализации требований и эскалации насилия.
Узбеки, по разным оценкам, составляют на юге страны от 25 до 35% населения (во всяком случае, в Джалал-Абадской области, да и в Ошской тоже). Многими в Киргизии они рассматриваются в качестве некой если не пятой колонны Ташкента (все-таки в самом Узбекистане отношение к узбекам, проживающим на киргизской территории, мягко говоря, неоднозначное: их воспринимают в качестве потенциально опасного элемента, который может угрожать стабильности в Узбекистане по аналогии с событиями 2005 года в Андижане), то, во всяком случае, как иноплеменных конкурентов. В первую очередь речь идет о противоречиях, которые складываются в сфере владения собственностью, землей, бизнесом. В условиях, когда отсталый аграрный юг Киргизии перманентно испытывает недостаток финансовых средств, более-менее успешная диаспора (неважно, узбекская, русская, еврейская, – какая угодно) воспринимается негативно. Кроме того, немаловажно то, что узбеков здесь много, и они этнически сплочены. Вот почему узбекская диаспора всегда испытывала очень жесткий прессинг, особенно в последние 5 лет.
При Акаеве такого не было, несмотря на то, что и тогда их пытались отдалить от процесса принятия решений, и им не давали хода по карьерной лестнице. Конечно, такая дискриминация ни в каких документах не прописана, но реально везде осуществлялась на практике. Причем она в большей мере касалась именно узбеков, а не других общин, потому что та же русская диаспора воспринималась как необходимый элемент в функционировании киргизского государства. Так было при Акаеве и Бакиеве. Достаточно посмотреть, какие советники окружали Максима Бакиева, сына экс-президента Киргизии. Там были не только люди с израильским гражданством, но и русские вроде гражданина Елисеева или бывшего премьера Чудинова. Т. е. иноэтническое европейское население воспринималось не так враждебно, как узбекское. В нем не видели такой угрозы реализовывать различные бизнес-проекты, как в сфере легальной экономики, так и нелегальной. А юг Киргизии, как известно, – это зона, через которую проходит значительная часть наркотрафика. В результате сегодня возникает достаточно своеобразная ситуация, когда Бакиев консолидирует вокруг себя киргизское население юга страны, в то время как временное правительство выступает в качестве защитника иноэтнических элементов. По крайней мере, чисто теоретически такое развитие событий исключать нельзя.
Правда, Бакиев – это отыгранная карта. Но пользоваться легитимностью прежнего президента могут самые разные силы на юге страны, которые сами по себе не испытывают к свергнутому главе государства никаких положительных чувств. Это касается и неформальных элитных группировок, построенных по племенному принципу, и криминала. Прикрываться именем бывшего президента и использовать его, как им удобно, может большое количество людей. И выставить временное правительство в качестве «защитника» узбеков пытаются уже сейчас.
Многое будет зависеть от того, насколько эффективно будет действовать временное правительство. Отунбаевой, как известно, придали президентские функции, а предстоящий этим летом референдум, скорее всего, будет сугубо номинальным, процедурным мероприятием. Это добавит ей легитимности. Но есть и худший сценарий. Эскалация будет продолжаться, того же Батырова киргизы постараются устранить с политической арены, что выльется в более крупномасштабные столкновения.
Что касается силовых структур, то по тому, как они действовали вчера, у меня не сложилось ощущения, что они решительно настроены отстаивать конституционный порядок. Они снова могут разбежаться, как 7 апреля в Бишкеке, и тогда мы получим новое издание 1990 года. За одним серьезным исключением – сегодня не существует СССР, который тогда, находясь у последней черты, все же смог утихомирить конфликтующие стороны.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Двадцать лет назад я слышал душераздирающие, постине звериные крики, разлававшиеся время от времени в звенящей тишине резиденции узбекского президента. Кричал Ислам Абдуганиевич Каримов. Кричал после того, как увидел воочию трупы узбеков со вспоротыми животами, плывущие по киргизским арыкам. Тогда, с помощью Казахстана, конфликт удалось погасить. Но думаю, теперь киргизы доигрались: месть узбеков будет страшной, когда миротворческие батальоны ОДКБ войдут в Киргизию...
to Опоздавший
Вы хотите, чтоб я Вам отвечал? Тогда сперва обратитесь к модератору, чтобы он пропускал посты. Он, по-видимому, получил указание, закрыть дискуссию по этой статье. Я свою лепту внесу - заканчиваю. Пока только по этой статье. Но в принципе форумов - с абсолютно разным уровнем развития участников - в иннете достаточно. А пока посмотрим, как оживит дискуссию вместо меня модератор.
ceburec // Мамба - это отпринужденный грузин... //
Не, тот был Мамбашвили. А этот киргиз, Мамбаев. Еще есть Мамбенко, Мамба-оглы и Мамбазон.
Мамба:"Но страна, где либерализм, толерантность, защита прав человека - являются бранными словами, находится на полпути к киргизскому беспределу." В стране является ругательством не либерализм, а либераст. Именно потому что люди, называвшие себя либералами опорочили и идею и слово, занявшись примитвны грабежом страны.
Назовите мне хотя бы одного "защитника прав человека", поднявшего голос (и поддержанного толерантными европейцами) в защиту русских, которых избивали, гарбили и изгоняли из Азиатских республик. Господин Ковалев на мое письмо ответил так: Это примеры бытового хулиганства и не относятся к его компетенции.
О толеранстности. В начале 90-х во всех зажиточных дворах Чечни были зинданы - тюрьмы для рабов. И были фирмы, официально рекламирующие строительство таких зинданов. Мамбу надо туда в такой зиндан, на полгодика. Сразу стал бы толерантным на всю оставшуюся жизнь.
Отсюда и толерасты - люди которые нам навязывают право кавказцев на дремучую и бесчеловечную идеологию.
Мамба- это отпринужденный грузин из местной службу безопасности.Обыкновенное чмо.Не обращайте на него внимания.