Лукашенко вновь решил надавить на Москву

Разногласия по поводу условий поставок в Россию молочной продукции белорусских производителей могут привести к серьезным осложнениям в военно-политической сфере. Судя по всему, Александр Лукашенко так и не внял примирительным увещеваниям российской стороны и призывам решать возникающие проблемы двусторонних отношений в дипломатическом ключе, не подвергая опасности фундаментальные основы российско-белорусского стратегического союза. Несмотря на то что российские и белорусские переговорщики, казалось бы, договорились о том, что проблема присутствия молочных товаров из Белоруссии на российском рынке упирается исключительно в вопросы соблюдения нового технического регламента РФ по молоку и будет в ближайшее время разрешена, президент Белоруссии, видимо, счел необходимым «ускорить» этот процесс малопонятным политическим спектаклем. По другому не назовешь отказ Лукашенко и всей белорусской делегации участвовать в состоявшейся вчера в Москве сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), по итогам которой было подписано Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР). В результате чего договор о создании военной группировки в рамках ОДКБ был подписан без участия Белоруссии (в силу чего Минск тут же назвал этот договор нелегитимным). Кроме того, поскольку на завершившемся саммите к Лукашенко должны были перейти полномочия председателя Совета коллективной безопасности на межсессионный срок, то в его отсутствие эту функцию временно взяло на себя российское руководство.
Вообще, попытка, образно говоря, смешивать молоко с политикой (в результате чего страдает такая важная и чувствительная сфера, как оборонная) выглядит, конечно, достаточно странно. Однако Минск, тем не менее, заявил, что считает невозможным обсуждение вопросов военной безопасности в условиях, когда под угрозу ставится «экономическая безопасность Белоруссии». «Белорусскую сторону не могут не волновать дискриминационные меры, предпринятые одной из стран - участниц ОДКБ, которые нарушают международные договоры и соглашения»,— отмечается в заявлении белорусского МИД, в котором содержится официальное обоснование отсутствия белорусской делегации в Москве.
Напомним историю конфликта. В конце позапрошлой недели Роспотребнадзор и лично главный санитарный врач России Геннадий Онищенко практически полностью запретили ввоз белорусской молочной продукции в Россию по причине того, что белорусские производители не переоформили разрешительные документы в соответствии с российским техническим регламентом, принятым в 2008 году. Под запрет попали почти 500 наименований молочных продуктов, а 9 июня Онищенко заявил о почти полном запрете импорта молочной продукции из Белоруссии. Минск отреагировал на этот запрет крайне нервно. СМИ облетела весть – между Россией и Белоруссией началась «молочная война». Практически сразу после начала конфликта в Москве начались многоуровневые российско-белорусские консультации. Премьеры двух стран встретились в рамках заседания межгосударственного совета ЕврАзЭС, а главы российского и белорусского МИДов пообщались отдельно. По итогам переговоров стороны единогласно призвали не увязывать запрет на ввоз в Россию белорусской молочной продукции с двусторонними отношениями Москвы и Минска. Однако политологи взялись объяснять «молочную войну» экономическими и политическими противоречиями между Москвой и Минском, которые проявились в словесной перепалке на высшем уровне в конце мая по поводу очередного российского кредита Белоруссии в $500 млн. На прошлой неделе Александр Лукашенко обвинил российскую сторону в том, что она выдвигает ряд жестких условий для доступа белорусской молочной продукции на рынок России. По его словам, в числе этих условий – приватизация молокозаводов с участием российского капитала. Кроме того, по информации, озвученной белорусскими властями, Россия продолжает закупки молочной продукции, оформленной по старому техническому регламенту в других государствах ближнего и дальнего зарубежья. Если это сообщение соответствует действительности, то оно, естественно, не может не вызывать определенных вопросов к российским властям. В конце концов, Белоруссия как братское, союзное государство имеет все основания рассчитывать если не на преференциальное, то уж как минимум на дискриминационное отношение к себе со стороны руководства РФ.
Но и поведение Минска в этой ситуации тоже не выглядит разумным и конструктивным: думается, все спорные вопросы можно было обсуждать более спокойным тоном и решать их в рабочей атмосфере, без демаршей, наносящих вред отношениям наших стран.
'''О том, каким образом «молочная война» может отразиться на двусторонних отношениях между Россией и Белоруссией, а также на интеграционных процессах в ОДК, в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев:'''
- Я считаю, что в данном случае нельзя говорить о том, что Россия ввела экономические санкции в отношении Белоруссии. Просто очевидно, что Александр Лукашенко решил использовать временный запрет на поставки молочной продукции из Белоруссии как повод для того, чтобы достичь определенных целей в выстраивании наиболее благоприятного режима в торговых отношениях и экономическом взаимодействии с РФ. В прошлые годы тактика давления Минска на Москву и громких заявлений приносила Лукашенко успех.
Другой комплекс причин лежит во внешней политике Республики Беларусь. Как известно, 7 мая этого года Минск стал членом «Восточного партнерства» Европейского союза. А в «Восточном партнерстве» отношение к ОДКБ как международной организации очень настороженное. Ряд чиновников Европейского союза называют блок ОДКБ «АнтиНАТО». Естественно, что в этом случае председательствовать в такой организации, как ОДКБ, президенту Белоруссии сейчас не совсем с руки. Хотя, например, Армения, делегации которой приезжают на саммиты ОДКБ, тоже является участником «Восточного партнерства».
Еще один важный момент заключается в том, что сама ОДКБ рассматривается Минском как организация, которая в основном решает проблемы Средней Азии. Кроме того, белорусское руководство настораживает формирование корпуса Коллективных сил оперативного реагирования. Лукашенко неоднократно озвучивал свою принципиальную позицию о том, что ни один белорусский военнослужащий не будет принимать участие в военных операциях за пределами границ республики (кроме миротворческих по линии ООН). Поэтому участие в мощных и мобильных КСОР также не совсем вписывается в эту концепцию. В конце концов, для Белоруссии, как считает ее руководство, это приведет лишь к лишним затратам для бюджета в условиях кризиса. Кстати говоря, молочная война далеко не первая и, видимо, не последняя во взаимоотношениях государств. До этого уже были войны «шоколадные», «сахарные», «пивные», «газовые», «нефтяные» и прочие. Что касается перспектив урегулирования молочного конфликта, то все импортеры должны соблюдать требования российского законодательства. Другое дело, что и Россия не должна применять двойные стандарты. И если белорусская сторона знает о таких фактах, она должна их обнародовать, а Россия дать исчерпывающее объяснение по этому поводу. В принципе, разговоры о введении нового техрегламента по молоку шли еще год назад. Так что у Белоруссии был хороший временной лаг, чтобы подготовиться к смене регламента. Но, судя по всему, этот вопрос был пущен на самотек. На самом деле эта проблема не стоит стольких сломанных копий. И я думаю, что этот конфликт будет вскоре разрешен на взаимоприемлемых основаниях.
Комментарии читателей Оставить комментарий
17.06.2009 13:28Vivingane2 // Чиж: Экзамен важен, спору нет.Но! Куда интересней обсудить экономическое положение лубымых руссиян - рашек и самотвержекнную борьбу властей с безработицей и нищетой - порождаемые кризисом? Вы готовы к такой беседе? Или,как и положено врагам народа: пропищав - исчезнети?
18.06.2009 17:27чиж17.06.2009 16:17ВВШтатные казачки «чиж» и им подобные опять усердно трудятся на этой страничке, замусоривая её свой чепухой, чтобы не дать читателям высказаться по актуальной проблеме.// Чиж: Чиж не писал как Том и гена - кыш. Так, что кто тут пытается кого затереть и изгнать?
17.06.2009 10:33Татьяна1// Простые люди пишут: "18.06.2009 14:55
Гром
И всё-таки о главном. Русские и белоруссы — единый народ. Можно допускать вариации в виде федеративных государств, конфедераций и т. д.— но две эти части единого народа должны жить в едином государственном пространстве.
Единственный — кто для этого хоть что-то сделал на государственном уровне, не обменял русские народные принципы на блестящие побрякушки (пусть и стоящие миллиарды долларов) — это Лукашенко. Единственные вооруженные силы, находящиеся западнее Москвы — которые ещё защищают Россию — находятся в Белоруссии.
Ельцин использовал Лукашенко для того, чтоб смикшировать свои иные антироссийские действия. Путин даже во времена Ельцина, будучи директором ФСБ писал Ельцину записки о нежелательности Союза между Россией и Белоруссией.
17.06.2009 13:28Vivingane2 Tom** Он до сих пор не сдал Геннадию зачот по резьбовым соединениям, так что по-прежнему в игноре. // Чиж: Это можно легко исправить. Затруднение в том, что Гена не токарь, а электронщик. Экзаменатор хреновенький.
17.06.2009 16:17ВВШтатные казачки «чиж» и им подобные опять усердно трудятся на этой страничке, замусоривая её свой чепухой, чтобы не дать читателям высказаться по актуальной проблеме. Видно мнения читателей не нравятся власть имущим, вот и наняли профессиональных «казачков».
// Профессиональный казачок, не читающий чижа, но пишущий на него негатив и есть ВВ. Если есть, что написать, по поводу приведённых конституционных статей и их взаимосвязь с Россией - милости прошу - напиши. Но не пиши ерунды такой, какой тут накарякал. Не уподобляйся шутам - Томам и Генам. Или ты один из них?