Мировым лидерам отвели место на развалинах

Место проведения очередного саммита G8 - лидеров восьми наиболее развитых государств мира - как нельзя лучше иллюстрирует бедственное положение, в котором оказались его участники после начала глобального спада. Начиная с осени прошлого года мировую экономику трясет не меньше, чем итальянскую Аквилу, где все последние сутки продолжались подземные толчки. Сейсмологи говорят, что это отголоски разрушительного землетрясения, которое произошло 6 апреля этого года. Напомним, тогда погибли 300 человек, многие дома в городе и его окрестностях были разрушены. Итальянский премьер Сильвио Берлускони, славящийся своим эпикурейским складом характера (пикантные подробности его насыщенной событиями личной жизни уже неоднократно просачивались в СМИ), в данном случае проявил себя как прагматик. Как стало известно, в программе пребывания президента России Дмитрия Медведева в Италии значится посещение нескольких зданий, разрушенных во время последнего землетрясения: Россия взяла на себя обязательство по реставрации двух историко-архитектурных памятников города - церкви Святого Георгия Великого и дворца Ардингелли. Можно предположить, что и остальные участники G8 поступят аналогичным образом, избавив кабинет Берлускони от обременительных трат на строительство и восстановление зданий в Аквиле.
Любопытна и еще одна организационная деталь открывающегося сегодня саммита - все заседания и встречи саммита "Большой восьмерки" будут проходить в военном городке школы Финансовой гвардии на окраине города. Она построена с учетом всех рекомендаций сейсмологов. Местные власти утверждают, что это здание устоит даже в случае нового мощного землетрясения. Однако, учитывая высокую вероятность продолжения подземных толчков в ходе этого международного форума, можно не сомневаться, что мировым лидерам не придется скучать. Тем более что акции антиглобалистов, взявших Аквилу в плотное кольцо, да и сама повестка G8 также совсем не располагают к скуке.
Напомним, что у мировых лидеров есть всего три дня переговоров, чтобы найти общую точку зрения по ряду вопросов - от борьбы с глобальным потеплением до увеличения помощи фермерам, от возобновления международных торговых переговоров до решения проблемы ядерных амбиций Ирана. Главной же темой саммита, безусловно, станет координация международных усилий в глобальном масштабе для преодоления последствий «экономического землетрясения». Главам «Большой восьмерки» предстоит определить, стоит ли продолжать предпринимать стимулирующие меры, нужно ли прикладывать новые усилия для поддержания банков, а также что делать с протекционистскими барьерами. Шансов на то, чтобы прийти по этим вопросам к общему знаменателю, не так уж много. Слишком уж разнятся подходы ведущих держав по этим вопросам. Так, например, Германия, скорее всего, будет требовать от G8 постепенного отказа от дорогостоящих поддерживающих мер. Однако США и их европейские союзники (Великобритания, Франция), а также Япония, скорее всего, будут отстаивать свое право на необеспеченную эмиссию как инструмент по спасению мировой экономики. Впрочем, значение принимаемых на саммитах «Восьмерки» (а теперь еще и «двадцатки») решений все же не стоит преувеличивать. Поскольку исполнительская дисциплина в реализации принимаемых на глобальном уровне решений, несмотря на кризис, по-прежнему не выдерживает никакой критики. Так, например, все прекраснодушные уверения лидеров G20 на последней встрече в Лондоне об отказе от протекционистских мер так и остались на уровне деклараций. Конечно, демонстрировать международное единство в борьбе с кризисом на публичном уровне - это одно дело (что, кстати, весьма позитивно влияет на динамику тех же биржевых индексов), а реальную политику выгоднее проводить по принципу «Своя рубашка ближе к телу» (или «Спасайся кто может!»). Наконец, некоторые эксперты высказывают предположение, что нынешний саммит G8 в Аквиле - это лишь промежуточный шаг на пути к очередной встрече на уровне G20, которая состоится осенью этого года, поскольку действительно значимые решения, которые могли бы дать какой-то положительный эффект на глобальном уровне, могут быть приняты только с участием всех значимых игроков на международной арене, а не только стран «золотого миллиарда».
'''Свою оценку открывающегося в Италии саммита в эксклюзивном интервью KM.RU дал гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин:'''
- То, что участники G8 собрались в разрушенном городе, действительно чрезвычайно символично. Потому что мировая финансовая система в последнее время подверглась очень серьезным потрясениям. И, судя по всему, участники этого саммита будут обсуждать правила взаимодействия с новыми членами расширенного состава, скажем так, «мирового правительства» в формате G20. В качестве гостей G8 по традиции были приглашены представители Индии, Бразилии и Китая (китайский лидер Ху Цзиньтао, правда, на этот раз не смог воспользоваться приглашением в силу последних печально известных событий в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе. – Прим. KM.RU). Странам «Большой восьмерки» по большому счету ничего и не остается, кроме как допустить к принятию решений на глобальном уровне представителей всех развивающихся экономик. После того как Россия и Китай достаточно настойчиво стали предлагать свои региональные проекты по переформатированию мировой финансовой системы, этот факт уже не мог остаться незамеченным со стороны членов «Восьмерки». Хотя, судя по всему, лидеры G8 не смогут найти в себе силы (прежде всего под влиянием США) для того, чтобы кардинальным образом поменять свое отношения с новыми партнерами. Это усугубит ситуацию.
Комментарии читателей Оставить комментарий