Энтузиасты из исторического клуба «Вастселийна» на юге Эстонии соорудили из снега копию немецкого танка «Тигр» в натуральную величину, сообщает газета «Postimees». Танк поставили на видном издалека месте - у автобусной станции в местечке Миссо.
Исторический клуб создан в 2004 году и занимается изучением истории и традиций родного края, включая историю Второй мировой войны, организует выставки и ярмарки. Члены клуба нашли и передали спасателям 112 снарядов.
Баба Клава комментирует:
- Местные мальчиши, интересующиеся историей родного края, поработали на славу. Снежный танк с прорисованными черной краской контурами и деталями – ну прямо как настоящий. Рядом стоит живой человек в форме танкиста. Композиция расположилась на транспортном пятачке, значитца, рядом с трактом. И потому кажный, кому нацистский период Эстонии особенно дорог, проносясь мимо в машине, может отсалютовать заботливо воспроизведенному монстру.
Местечко Миссо, сообщает газета, расположено в Выруском уезде примерно в 6 километрах от границы с Россией. Там, между прочим, есть братские захоронения советских воинов, освобождавших Эстонию. 23 февраля совсем рядом будет греметь салют или пусть даже фейерверк в честь воинов России. В том числе – тех, чью память как бы невзначай (снег выпал ладный – отчего ж не слепить что-нибудь занятное?) пнули юные краеведы.
Я заглянула на сайт юных археологов. Мало что поняла: всё по-эстонски написано. Зато много фотографий. Раскопки на месте боев, найденное ржавое оружие. Хотя танков среди грозных находок нету. Пока лишь мечтают откопать. Тут же два парня и девушка. Они дурашливо напялили на себя старую советскую форму. Видать, приобщаются к истории, хотя выглядят, скорее, как клоуны, а не как бойцы.
Можно, конечно, долго возмущаться, обзывать «неразумную молодежь» провокаторами, допытываться, не в сторону ли России направлено орудие снежного танка… Дело-то в другом. Помните, в «Семнадцати мгновениях весны»? Гестаповец Мюллер мечтательно сказал: когда кто-то где-то вскинет руку в приветствии "Хайль" - мы оживем!
Я бы дополнила: когда в маленьком эстонском поселке подростки, зная о большом празднике в соседней стране, с увлечением лепят технику, порожденную «коричневой чумой», фотографируют ее, посылают снимок в редакцию и газета его публикует, мечта Мюллера, считай, уже сбылась. А «Хайль» там давно кричат…