Новая АЭС в Литве: утопия или реальность?

В соответствии с национальной энергетической стратегией, которая вступила в силу в 2007 году, Литва решила построить новую атомную электростанцию, при этом сохраняя инфраструктуру с существующей Игналинской АЭС. Предполагается, что ее строительство будет завершено не позже 2015 года. В случае закрытия Игналинской АЭС, реализация этого проекта сможет помочь Литве обрести независимость от импорта энергии.
Однако похоже, что воплощение этих планов в жизнь становится все более и более проблематичным. Ситуация в регионе стремительно меняется в ущерб стране, поскольку Литва еще не в состоянии начать работы по строительству новой атомной электростанции (Висагинаской АЭС).
Одной из основных причин этого является рост конкуренции со стороны других производителей ядерной энергии в регионе. Белоруссия и Россия готовы компенсировать закрытие Игналинской АЭС. В 2010 году Россия начала строительство Балтийской атомной электростанции в калининградской области. Ее первый блок должен быть запущен в 2016 году, а второй в 2018. Белоруссия также готовится к строительству новой АЭС в Островце (Гродненская область, недалеко от границы с Литвой). Первый блок белорусской электростанции будет запущен до 2016 года.
В отличие от АЭС Висагинас, работа над вышеупомянутыми проектами уже ведется, таким образом, скорее всего, эти АЭС начнут поставлять электроэнергию на европейский рынок значительно раньше, чем Висагинская АЭС (предполагается, что она начнет функционировать не ранее 2018 года). Соответственно выход Литвы на энергетический рынок Европы будет весьма непростым.
Важным моментом, касающимся строительства АЭС в Белоруссии и калининградской области, является экспортный потенциал. Белорусская АЭС более-менее приемлема для Литвы, так как она рассчитана на внутренний рынок страны, но Балтийская АЭС может стать реальным конкурентом атомной электростанции Висагинас. Электроэнергия Балтийской АЭС будет поставляться за рубеж, так как калининградская область не будет потреблять столь ее большое количество.
Усилия России, направленные на укрепление энергетических связей с Польшей, тому доказательство. Они откроют доступ российской энергии на рынки Польши, Центральной и Восточной Европы и, с учетом запланированного энергосоединения Литвы и Швеции, на скандинавский рынок.
Атомной электростанции Висагинас, работа которой начнется намного позже, придется конкурировать с Россией, дабы укрепить свои позиции на европейском энергетическом рынке. АЭС Висагинас вряд ли будет производить более дешевую электроэнергию, чем Балтийская, таким образом, поначалу, Литве придется продавать энергию в соседние страны по ценам ниже стоимости ее производства и передачи.
И, наконец, Польша также может стать дополнительным конкурентом в производстве электроэнергии. В соответствии с поправками к ядерной энергетической программе, утвержденными правительством в 2010 году, Польша собирается построить две АЭС. По словам премьер-министра Д. Туска, первый из четырех блоков должен быть запущен в 2022 году. Таким образом, конкурентов, заинтересованных в выдавливании Литвы с польского и европейского энергетических рынков, может быть больше.
Вопрос энергосоединения Литвы и Польши также может рассматриваться как препятствие решения дилеммы АЭС Висагинас. После запуска 3400-мегаваттной электростанции в Висагинасе (окончательное решение о мощности которой до сих пор не принято), Польша может стать одним из рынков сбыта излишков литовской электроэнергии.
Однако, согласно ежедневному изданию «Gazeta Wyborcza», энергосистема в северной части Польши не справится с нагрузкой, если страна решит использовать соединения с Висагинасом и Калининградом. Литва призывает Польшу ускорить строительство 1000-мегаваттной электролинии Круонис-Алитус (Литва) – Элк (Польша), в это же время Москва и Варшава ведут переговоры о соединении с Калининградом.
Линии электропередачи, ведущие из Элка на запад Польши, позволят литовской электроэнергии завладеть рынком, а позже выйти на рынок Германии и других государств. По мнению ежедневной газеты «Rzeczpospolita», развитие литовских и польских энергосистем будет особенно неудобным для Москвы. Для Российских «Росатом» и «Интер РАО ЕЭС», являющихся представителями итальянской компании «Enel» и испанской Iberdrola, которые участвуют в строительстве Балтийской АЭС, важно, чтобы электроэнергия с калининградской АЭС поставлялась в Польшу и страны Балтии. Если эти компании откажутся от участия в российском проекте и продолжат работу над АЭС Висагинас то строительство Балтийской электростанции едва ли будет завершено в срок. Таким образом, Россия, вероятно, попытается приостановить развитие энергосоединения Круонис-Алитус – Элк и будет препятствовать реализации проекта АЭС Висагинас.
700-мегаваттный электрокабель NordBalt, идущий по дну Балтийского моря и соединяющий Клайпеду со шведским городом Нюбру, также можно рассматривать как важный коридор передачи энергии. Он должен быть проложен до 2016 года. Однако, также возможен и противоположный сценарий: если литовская АЭС не будет построена, NordBalt станет мостом для экспорта российской энергии на скандинавский рынок. России надо будет лишь слегка надавить на Литву, чтобы получить доступ к кабелю, идущему в Швецию, и затем Литва станет еще более зависимой от поставок российской энергии. Россия может быть привлечена к проекту NordBalt и она будет препятствовать строительству Висагинской АЭС.
Растущий скептицизм в Литве, часто основываемый на научных аргументах, также может стать помехой для строительства. Скептики полагают, что Литва сможет обойтись без атомной электростанции, если ей удастся найти другие способы для выработки энергии. По мнению ученого Юргиса Вилемаса, к 2015 году одиннадцать литовских электростанций будут производить 982 избыточных мегаватт мощности, превышающих внутренний спрос. Кроме того, возобновляемые источники энергии составляют лишь 3 процента от всего объема вырабатываемой энергии, следовательно, это направление нужно стимулировать. Используя кабель Estlink и будущие кабели NordBalt и Круонис-Алитус – Элк, другие поставщики (альтернативные России) смогут снабжать Литву электроэнергией. Ученый полагает, что если у Литвы есть потенциальные ресурсы, то ей нет нужды строить атомную электростанцию.
Также есть и другие доводы. Предполагается, что для Литвы строительство Висагинской АЭС окажется экономически неэффективно, так как никто не знает, во сколько оно обойдется и когда окупится. Оценка эксплуатационных расходов также не проводилась. Кроме того, пока что не существует никакого плана, что делать с отходами.
Но вышеперечисленные аргументы не дают ответ на важнейший для Литвы вопрос: как снизить энергетическую зависимость от России? Если Литва откажется от постройки АЭС Висагинас, то это вынудит ее потреблять больше российской нефти и газа. Опять же неясно, какими бы были цены на энергию, поставляемую по коридорам с Запада и Севера. Литва могла бы также приобретать энергию, производимую Балтийской АЭС (по более низким ценам), однако для нее это вряд ли может быть приемлемым.
Тем не менее, критика в адрес строительства Висагинской АЭС может быть оправдана лишь частично. Сегодня не существует никаких серьезных препятствий, которые вынудили бы Литву отказаться от своих ядерных амбиций. Реальной угрозой для АЭС Висагинас может быть лишь значительная задержка.
Айварас Багдонас/Aivaras Bagdonas
Комментарии читателей Оставить комментарий