Православные готовят тело и дух к Рождеству

В минувшее воскресенье, 28 ноября, начался Рождественский пост, который продлится в течение 40 дней. По строгости он приравнивается к Петрову посту, уступая при этом Великому и Успенскому. Церковь установила данный пост, чтобы православные встретили праздник Рождества Христова с чистым сердцем.
Рождественский пост – первый многодневный пост в церковном году, который начинается 14 сентября (по старому стилю – 1 сентября). Нередко его называют малой Четыредесятницей, или Филипповым постом, т. к. накануне, 27 (14) ноября, празднуется память святого апостола Филиппа.
Во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста Уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется, отмечает [http://www.pravoslavie.ru/ Православие.ru]. Последний день поста называется Рождественским сочельником. Такое название происходит от слова «сочиво», т. е. каша из вареных зерен риса или пшеницы. Вкушать сочиво разрешается в канун праздника после Рождественской вечерни.
В период поста особой памятью о святых праотцах и отцах древности освящаются только два последних воскресенья. В эти дни православные вспоминают предков Спасителя по плоти и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его Пришествия.
У святых отцов можно нередко встретить предостережение от неразумного поста, от излишней строгости, которая может расстроить духовную жизнь и повредить здоровью. Так, преподобный Кассиан Римлянин пишет: «Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста, и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя. Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения».
Многие люди, имеющие хронические заболевания, не могут поститься с той строгостью, которую предписывает Устав, а учитывая то, что даже относительно здоровых людей в наше время очень мало, получается, что большинство современных христиан нуждается в послаблениях, отмечает [http://www.ruskline.ru/ «Русская народная линия»].
В посты Церковь призывает верующих к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. В церковном Уставе ясно изображены и время употребления, и качество постной пищи. Предполагается, что пост должен ослабить в человеке страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела. Задача воздержания – сделать плоть легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа.
Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост – не цель, а средство, средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаемся неядением, ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Цитата: "Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид..."
Вообще-то, выше написанное - это, с позволения сказать, "программа" - на каждый день, а не только в период поста.
Каждый день нужно находить время и для молитвы, и для покаяния, и для подавления пагубных страстей и злых поступков, и для прощения обид. И обжираться не надо не только в посты.
"пашка
Кто же это все придумал когда и что нам жевать."
Доктор придумал, Доктор! Так что не сомневайся, пашка, и смело приступай к посту.
30.11.2010 11:17
пашка
Кто же это все придумал когда и что нам жевать.
------------------------------------
Вы в каком классе? Видно что Евангелие пока не читали?
Кто же это все придумал когда и что нам жевать.
Предполагается, что пост должен ослабить в человеке страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела. -----
Ну, может, для евреев на берегу Средиземного моря это и полезно, а у нас -52 в Якутии...