Расклад сил в Сербии печален для России

Член президиума Сербской прогрессивной партии (СПП) Зорана Михайлович-Миланович назвала «невыгодным» соглашение о строительстве на территории Сербии участка газопровода «Южный поток».
«Сербия в 2008 году подписала невыгодное соглашение. Сказать это откровенно не значит быть против России и сотрудничества с этой страной, но вещи следует называть своими именами», – цитирует ее слова Vesti online.
Речь идет о документе от 25 января 2008 года. Кроме того, тогда же был подписан договор о покупке «Газпромнефтью» 51% акций нефтеперерабатывающей компании Naftna Industrija Srbije (НИС). Российская сторона уплатила €400 млн и обязалась вложить €550 млн в модернизацию нефтеперерабатывающей промышленности Сербии, и в феврале 2009 года контрольный пакет НИС перешел «Газпромнефти».
В свое время со стороны Белграда активным сторонником заключения договоренностей был бывший премьер-министр страны Воислав Коштуница, который подчеркивал роль Москвы в деле урегулирования косовской проблемы. Между тем президент страны Борис Тадич с самого начала давал понять, что не слишком доволен условиями соглашения, а некоторые его сподвижники открыто заявляли, что цена акций НИС занижена.
Впрочем, позиция Тадича никого и не удивляла: у него – стойкая репутация прозападного политика. А вот то, что российско-сербское соглашение раскритиковал сейчас представитель СПП, может вызвать вопросы. У нас партию Томислова Николича принято считать чуть ли не пророссийской, и нынешний выпад относительно «Южного потока» на первый взгляд выглядит странным.
Чем же объясняются российские иллюзии по поводу СПП? Видимо, тем, что Николича по инерции считают соратником Воислава Шешеля – лидера антизападной Радикальной партии. Но в том-то и дело, что Николич давно отошел от Шешеля и создал свою собственную политическую структуру с иной идеологией. Так, например, СПП делает акцент на социально-экономических вопросах и поддерживает идею вступления Сербии в Евросоюз. Это говорит о многом: ведь Шешель, напротив, стремился дистанцироваться от ЕС, и главной целью своей партии считал защиту целостности страны.
СПП часто называют оппозиционной. И действительно, недавно Николич вывел на улицы Белграда десятки тысяч человек, недовольных правлением Тадича. Однако из этого отнюдь не следует, что внешнеполитические ориентиры СПП связаны с Москвой.
По сути, сейчас в Сербии одни западники борются с другими, и в эту логику прекрасно укладывается критическое заявление представителя СПП по поводу соглашения о «Южном потоке».
О тонкостях политического расклада в Сербии рассказывает научный сотрудник Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Анна Филимонова:
– Сербская прогрессивная партия Николича никоим образом не связана с Сербской радикальной партией. Это – не модернизированный, не смягченный вариант радикалов, а новая группа, представленная старыми персоналиями. По уровню готовности выполнять западные требования и идти на уступки эта партия превосходит всех, кроме разве что Либерально-демократической партии во главе с Ивановичем.
Задача прогрессистов – в том, чтобы оттянуть на себя голоса радикалов.
Если слушать то, что говорит заместитель Николича Александр Вучич, то становится понятно, что у него – англосаксонская направленность. Шешель в свое время руководил буквально каждым их шагом, но они решили сыграть самостоятельно. Они не стали заручаться поддержкой России, а пошли на Запад. Неслучайно они постоянно ездят в Вашингтон на консультации, а в Брюссель ездят чуть ли не как на работу. Они отвлекли на себя тех политически аморфных людей, которых привлекают национальные идеи, но не привыкли к тому, что формулирует Шешель.
В итоге расклад политических сил в современной Сербии печален для России. У власти находятся люди, которые обслуживают западные интересы. Они выполняют все, что говорит Запад, кроме формального признания Косово. А главной оппозиционной силой является СПП. Рейтинг же радикалов падает, и финансово они тоже подорваны.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Не всех, Влад, не всех...
В России у власти тоже находятся люди, которые обслуживают западные интересы.
Мы опять проиграли англосаксам,дело привычное.Теперь не кудахтать,не хлопать крыльями,а искать альтернативные варианты.Тем и хороши щелчки по носу,что заставляют думать,накапливать опыт.
Россия имеет долю в Южном потоке около 50% топать должна потратить на него около $8 ярдов, интересно хватило бы этой суммы урегулировать навечно урегулировать вопрос Крыма и Новороссии. Судя по тому, что Белоруссии европейцы сулили за лояльность в 40 раз меньше и там едва не повелись, полагаю должно было хватить и на ново носкую элиту и на модернизацию ГТС. Думаю после этого вопрос Балкан разрешился бы сам собой. Замечу, что и с Кавказзом вопрос решился б проще. + можно былоб частично деньжат стрясти и с нынешних партнёров по ЮП. И Коптарь глядишь не печаловался б о раскладах сил в Сербии до сердечной боли, ослобонил бы докторов для помощи более нуждающимся
Присоединяюсь к Колотыркину. Фалин здравомыслящий человек, чтобы вещать очевидную глупость о "мести" запада Югославии через 60 лет после событий. Ничего себе месть, если почти все участники событий давно умерли.