Рига отпразднует 69-летие оккупации гитлеровцами

Латвийские националисты 1 июля проведут шествие в честь 69-летия со дня вхождения в Ригу гитлеровских войск, сообщает «Телеграф.lv». Они утверждают, что таким образом празднуют освобождение столицы Латвии от «советской оккупации» в 1941 году. В честь нацистских «освободителей» их сегодняшние местные наследники намерены пройти маршем по центру города от Музея оккупации (бывший Музей красных латышских стрелков. – Прим. КМ.RU) к памятнику Свободы.
Организатором шествия выступил националист Улдис Фрейманис. Он в последние годы сумел завоевать достаточно скандальную славу в этой прибалтийской республике, периодически организуя акции откровенно националистического характера. Основными адресатами его нападок являются, разумеется, «русские оккупанты», а также евреи. В частности, 16 марта он пытался принять участие в марше ветеранов латышского легиона Ваффен СС, развернув при этом плакат антисемитского содержания.
Скандальность намечаемой акции была столь очевидна, что исполнительный директор Риги Юрис Радзевич решил этот марш запретить. По словам его пресс-секретаря, у Радзевича «появилась уверенность, что это мероприятие может послужить к разжиганию межнационального конфликта и стать пропагандой запрещенной идеологии».
«Уверенность» эта появилась не на пустом месте: оказывается, Фрейманис с друзьями непосредственно явились к Радзевичу мотивировать свою заявку, и наговорили ему такого, что тот, не будучи ни русофилом, ни коммунистом, слегка оторопел. «Были открыто озвучены расистские, нацистские и антисемитские взгляды», – деликатно объясняют в рижской мэрии наложенный на акцию запрет.
Впрочем, мнящий себя истинным арийцем с нордическим характером Улдис Фрейманис решительно заявил: «Даже если не разрешат, мы пойдем. Оккупанты не будут хозяевами нашей земли». Но сперва он предусмотрительно решил воспользоваться благосклонностью к подобным типам латвийской Фемиды – и обратился в административный районный суд. И 29 июня суд разрешил «провести 1 июля мероприятие у Памятника свободы, посвященное освобождению Риги от войск СССР» и вхождению в столицу Латвии армии нацистской Германии, сообщает агентство LETA. Тем самым суд отменил запрет исполнительного директора Рижской думы Юриса Радзевича на проведение данного мероприятия. Более того, суд счел правомерным взыскать с Рижской думы в пользу истца 20 латов госпошлины. Пустячок, но весьма унизительный для «прорусских» городских властей.
Откровенной издевкой выглядит рекомендация оспорить это судебное решение в Верховном суде, потому что приговор суда вступает в действие незамедлительно. А обжаловать его можно будет только после 12 июля, после получения полного текста приговора на руки (зато в течение 30 дней).
Подобное случается уже не впервые. Как известно, Рижская дума в этом году не санкционировала шествие 16 марта, но организаторы марша легионеров опротестовали это решение в суде, и латвийская Фемида их также поддержала.
«Не удивлюсь, если так случится и в данном случае. Ведь совсем недавно сперва Верховный суд, а потом и Сенат Верховного суда полностью оправдал Иорданса, обвиняемого в разжигании межнациональной розни. Его оправдали, несмотря на то, что этот молодой человек даже в суде первой и второй инстанций подтвердил, что действительно искренне поддерживает этнические чистки. Следуя установившейся судебной практике, административный суд вполне может и дать добро на марш в честь нацистской оккупации», – говорит лидер Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен.
И все это притом, что даже для латышских националистов день взятия Риги немецкими войсками может считаться праздником с большой натяжкой. Надо пояснить, что в те июньские дни 1941 года оборону Риги от наступающих немецких частей в основном взяли на себя батальоны вооруженных рижских рабочих во главе с Янисом Калнберзиньшем. Первым рабочим батальоном командовали А.Нарбатович и начальник штаба Г.Брозиньш. Второй батальон возглавили Годкалн и Розенберг, а командование Третьим рабочим батальоном приняли Ф.Вейсенфельд и Я.Беникис. Состав батальонов был интернациональным – латыши, русские и евреи, но все – местные, рижские, а отнюдь не «оккупанты».
Кроме рабочих батальонов, в обороне Риги участвовало подразделение, получившее условное обозначение «особой комсомольской роты», в состав которой входили учащиеся подготовительных курсов Латвийского государственного университета и боевые отряды курсантов Рижского пехотного училища, которым уже довелось поучаствовать в боях под Айзпуте. Именно эти формирования стойко удерживали стратегически важные мосты через Даугаву, а потом, под носом у немцев, взорвали их, обеспечив безопасность отхода на север и северо-восток регулярным советским войскам.
Немецкие же «освободители», память которых намереваются чествовать латышские националисты, начали свою «миссию» с варварских обстрелов и бомбардировок жилых кварталов Риги. При этом в ходе пожара 29 июня 1941 года, спровоцированного первым артобстрелом Риги немецкими регулярными артиллерийскими частями, погиб памятник архитектуры стиля маньеризма – Дом Черноголовых. А также городская ратуша, дом, некогда построенный главным городским мастером-строителем Хаберландом для городского головы Холландера, позже выкупленный русской купеческой фамилией Камариных, наружная часть старинного винного погреба при ратуше, магазин, в котором реализовывались кузнецовские фарфоровые изделия, торговый дом дореволюционного «короля косметики» фон Якша, здание русского торгово-экономического сообщества «Ресурс» (там сейчас и находится пресловутый Музей оккупации)…
Кроме того, в ходе первого артобстрела Риги погибла башня известной рижской церкви св. Петра. Офицер вермахта Гердт фон Хомейер в своих мемуарах после войны признался, что бомбовый удар по башне был нанесен по его приказу. Но занявшие 1 июля 1941 года Ригу «освободители» обвинили «жидобольшевиков» в намерениях уничтожить церковь св. Петра, и в качестве «симметричного ответа» на «вандализм» советских частей была осуществлена печально известная карательная акция 4 июля 1941 года. Тогда латышские пособники нацистов согнали евреев Московского форштадта в синагогу на улице Гоголя и заживо сожгли.
Всего за годы нацистской оккупации в Латвии было уничтожено до 90 тыс. евреев, т. е. практически все еврейское население страны. Также были убиты десятки тысяч «нелояльных» новой власти латышей и русских. Точное число их невозможно установить до сих пор.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Юрис, присоединяйся:
По-русски за русских поднимем бокал,
Чтоб конь под седлом никогда не упал.
Огнем пусть пылает душа, а пока,
Чтоб твердой была за Россию рука!
Юрис, ну-ка еще раз гавс...
Ребята! Не покупайтесь Вы на публикации типов вроде Юрия. Таких придурков хватает во всех русских чатах в Латвии. Пытаются вызвать на дискуссию,которую потом превращают в полемику. Кто за ними стоит? Скорее всего спецслужбы. А с ними спорить не имеет смысла.Их мнение-мнение латвийской "элиты",или кем они там себя считают,находясь у власти.
кто то тут явно с фашистами заодно... И почему молчат ZUMы - ведь это ваши душегубы распоясались
для Юрий
Всяк судит о других по себе, по своему образу и подобию. Очень старые и правильные слова и сказаны очень давно. А народ у нас в России нормальный, но судя по твоему нику ты все таки имеешь какое то отношение к русскому народу. Ну да в семье не без урода убогонький ты наш! Ну а что касается фашизма в Прибалтике - да и черт с ними. Маленькие государства - не Германия, вот и умишка маловато. Хребет ломать легко. Это их амеры специально настраивают и выхаживают так как им нужна заваруха на границах России, а эти лимитрофы им поддакивают. Давно нашему МИД надо бы ограничить передвижение и торговлю через границы с Прибалтийскими лимитрофами, а может и эмбарго объявить
например на шпроты :-) ..Шучу конечно. Эти карликовые государства делают все, что бы на них обращали внимание, а надо наоборот - отвернуться и не обращать на них внимание. Может тогда умнеть начнут.