России придется мирить Узбекистан и Таджикистан

В Средней Азии назревает серьезный политический кризис. В своем недавнем интервью таджикским журналистам президент Таджикистана Эмомали Рахмон подверг резкой критике политику своего коллеги из Узбекистана Ислама Каримова.
Как утверждает глава Таджикистана, раньше он очень хорошо относился к Каримову. «Мы называли его «отамиз» («наш отец» по-узбекски), но потом мы многое узнали», – сказал Рахмон.
«Этот человек борется против всего таджикского... не хочет развития нашей страны, закрывает дороги, отключает в холодную зиму нам электричество». Конфликт в межгосударственных отношениях, а также в межличностных отношениях двух президентов довел их даже до рукоприкладства. «Я много раз с ним спорил, два раза даже подрался (Рахмон употребил другое слово, которое, по соображениям политкорректности, мы не приводим. – Прим. KM.RU). Один раз нас Назарбаев разнял, второй раз – Кучма».
Но межпрезидентские бои без правил могут вылиться и в столкновение Вооруженных сил Таджикистана и Узбекистана. По крайней мере, Рахмон заявил: «Самарканд и Бухару мы все равно возьмем!».
Глава республики также заявил об угнетении таджиков в Узбекистане. Он рассказал следующую историю: «Однажды мы были в Самарканде, я спросил у одного человека: «Кто ты по нации?». Он смотрит на Каримова. Вижу, боится его, и отвечает: «Я – самаркандский». Вот в таком положении там сегодня таджики».
Напомним, что Самарканд и Бухара, расположенные в Узбекистане, считаются историческими культурно-политическими центрами таджикского народа, которые прежде были районами компактного расселения таджиков. В 1920-е годы Самарканд и Бухара были включены в состав Узбекской ССР. С другой стороны, на севере бывшей Таджикской ССР и современного Таджикистана с центром в городе Ходженте (Худжанде) сегодня компактно проживает, по оценкам экспертов, до миллиона этнических узбеков.
Таджикистан и Узбекистан конфликтуют и по поводу использования водных ресурсов региона, а также по вопросу о поставках электроэнергии. Зимой 2008 года, когда Таджикистан переживал энергетический кризис, Узбекистан на несколько месяцев прекратил соседу транзит электроэнергии. В Ташкенте это объяснили аварией на подстанции, в Душанбе между тем высказали мнение, что транзит был прекращен по политическим соображениям.
'''Обострение конфликта между президентами двух стран комментирует заведующий Отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин:'''
– Политическая культура в Таджикистане оставляет желать лучшего. Это ведь у Назарбаева, Каримова есть иностранные специалисты по политтехнологиям, которые в т. ч. обеспечивают такие встречи. А в этой бедной республике денег на заезжих экспертов нет, поэтому и происходят подобные инциденты. А у самого президента – небольшой опыт общения с людьми, от него не зависящими. И в результате он наговорил много лишнего.
С другой стороны, понятно, что наболело. Ведь Таджикистан и Узбекистан находятся практически в состоянии холодной войны примерно с 1996-97 гг. И накал конфликта только возрастает.
Во-первых, есть и историческо-территориальные претензии. В 1924 году, когда проходило национально-территориальное размежевание, Узбекистану в силу ряда объективных и субъективных причин удалось отхватить куски исторической таджикской территории вместе с городами Самаркандом и Бухарой. И эта обида среди таджикского народа остается до сих пор. Тут Рахмон сказал то, что может сказать любой таджикский мигрант, если он вступит с вами в откровенный разговор. Но озвучивать эти глубокие пласты в присутствии 50 журналистов – это слишком. Скорее это – стремление понравиться своему народу, показать, что президент – плоть от плоти нации и думает так же, как все.
И, естественно, культивируется образ внешнего врага в республике. Чтобы таджикские СМИ писали не об энергетических проблемах страны в условиях начавшейся зимы, а о том, что есть люди, которые постоянно вставляют палки в колеса, выступают против государственности Таджикистана.
Ислам Каримов в свое время сделал многое, чтобы Эмомали Рахмон стал президентом, а не оставался одним из полевых командиров. Он считал его самой подходящей фигурой – несамостоятельной, многим обязанной Ташкенту. Но этого не получилось. Как часто бывает в Центральной Азии, оказанная услуга была быстро забыта. Естественно, что Каримов считает Рахмона предателем. И такие субъективные личностные отношения сильно влияют на межгосударственные отношения в регионе.
Разумеется, Каримов сделает ответный шаг. И это будет касаться, например, ограничения товаропотоков или усложнения пересечений границы. Потом опять ответит Таджикистан. Такая ситуация длится уже не одно десятилетие.
Кроме того, Узбекистан не заинтересован, чтобы соседний Таджикистан превратился в достаточно сильное независимое государство. Ведь в Узбекистане живет много этнических таджиков. И есть теоретическая возможность того, что границы будут пересмотрены, если, конечно, произойдет какой-то серьезный политический кризис, например, после смерти Каримова. Может начаться война между кланами. И этнические таджикские территории могут отойти соседу. Но это – достаточно умозрительная ситуация.
России в этой ситуации приходится лавировать, пытаться налаживать контакты с обеими странами. Если сделать ставку на Узбекистан, то из Таджикистана придется выводить российскую военную базу, сворачивать все наши экономические проекты. А если мы, наоборот, поддержим таджиков, то «Газпрому» и ЛУКОЙЛу нужно будет выводить активы из узбекских газовых и транспортных проектов, прекращать деятельность российских телекоммуникационных компаний. Единственный вариант – пытаться их мирить, чем, в общем-то, Россия и занимается все время.
Уже хорошо, что при том уровне напряженности ситуация еще ни разу не перешла в фазу вооруженного конфликта. Необходимо пытаться посадить их за стол переговоров, создать трехстороннюю консультативную структуру по энергетическим проектам.
Сейчас на глазах начинает распадаться объединенная энергетическая система Центральной Азии. Ташкент, скорее всего, выйдет из нее окончательно. Ясно, что от этого не выиграет ни одно государство региона. Приближается зима, начинаются отключения электроэнергии и в Киргизии, и в Таджикистане. Нужно сейчас заключить хотя бы временные договоренности, чтобы они учитывали интересы друг друга. Но этим государствам необходим внешний спонсор для переговорного процесса. И им должна стать Россия.
Китай принципиально не влезает в эти дрязги. Американцев отчасти устраивает такая шаткая обстановка в Средней Азии. ЕС может выступить организатором переговоров, но ничего гарантировать не хочет. Остается только Россия: они – наши соседи, у нас – единое пространство. Мы являемся партнерами по СНГ, по ОДКБ. А локальный конфликт между ними может задеть и наши интересы. В одном Узбекистане – более миллиона наших соотечественников. Поневоле нам придется вмешаться.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Пройдись по истории еще раз и внимательно прочитай 96 год в Таджикистане. И узнаешь какие люди способствовали приходу Рахмона к власти. И еще Самарканд и Бухару при всем желании не может взять даже Россия. А такая бедная страна как Таджикистан, которая когда та отдала 20% своей территории Китаю может о них только мечтать.
Уважаемый Грозин, во первых Господин Рахмон не был полевым командиром, во вторых именно поддержка Узбекистана была что позволелеа наколять обстановку в РТ в годы гражданской войны и когда мятежный полевой командир Махмуд Х,(узбек по национальности) пытался захватить законную власть, в третьих не о какой услуги не может и идти и речи по поводу поддержки Эмомали Р. на пост президента Каримов желал только худшего. Вам такому грмотному надо было изучить достоверныуе факты а не те которые вам предоставили!!!
"России придется мирить..."- Похоже,эта сладкая парочка придумала новую форму шантажа России.
Мигрантам в России пора делать ноги на свою родину.Там у них сейчас идет запись в ополченме.
Изя Бенн
Получается,- очень увлекательный процесс. Открываешь Историю... о! Переяславская Рада, ещё раз, о! "Георгиевский трактат". С каким приданым пришли, о чём просили-умаляли, Крест целовали, Клятвы давали?.. История кровью написана, русской кровью, кровью моих предков. Вы думаете зря огромные деньги тратятся на выдумывание каких-то фантастических историй? Было бы всё чисто, нужды нет следы заметать.