Россия и США взяли «новый старт»

Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама утвердили сегодня повестку дня двусторонних отношений и сделали попытку придать этим отношениям «новый старт». Произошло это на первой очной встрече лидеров двух стран, которая прошла в Лондоне в рамках саммита «Большой двадцатки».
Переговоры Медведева и Обамы, в которых принял участие сравнительно немногочисленный круг высокопоставленных лиц из руководства двух стран, проходили за закрытыми дверями. Поэтому об их итогах можно судить лишь по пресс-конференции двух президентов и по подписанным документам.
«Мы сегодня утвердили относящуюся к проблемам существа повестку дня России и США, которая будет разрабатываться в предстоящие месяцы и годы... Мы, лидеры России и США, готовы выйти за рамки мышления эпохи холодной войны и дать новый старт отношениям между нашими странами», – говорится в совместном заявлении президентов двух стран.
На последовавшей пресс-конференции оба лидера также выразили удовлетворение итогами прошедшей встречи.
«Сегодняшнее обсуждение показало, что значительно больше позиций, которые нас объединяют, нежели тех, которые разводят в разные стороны, После встречи я смотрю на будущее наших отношений с оптимизмом», – заявил журналистам Дмитрий Медведев, слова которого приводит РИА «Новости». Глава российского государства поблагодарил Обаму за возможность встретиться, познакомиться, сверить представления о текущей мировой ситуации, а также поговорить о тех ценностях, которые объединяют две страны, и о том, как они видят будущее российско-американских отношений.
Барак Обама со своей стороны оценил свои первые переговоры с Дмитрием Медведевым как конструктивные и открывающие путь к решению целого ряда вопросов. «Я очень обнадежен тем руководством, которое представляет собой президент Медведев, и благодарен ему», – сказал президент США, посетовав, что последние несколько лет отношения между двумя странами «дрейфовали». «Я думаю, что сейчас у нас открываются новые возможности положительного развития российско-американских отношений, – добавил президент США. – Я думаю, что с президентом Медведевым и с его руководящими способностями это можно будет сделать и можно будет достичь прогресса на этом пути».
Обама также сообщил о своем намерении посетить Россию в июле текущего года. «Я с большим удовольствием хочу сказать, что был приглашен посетить Москву этим летом, и мы продолжим там наши разговоры по наращиванию и улучшению наших отношений», – сказал Обама на пресс-конференции. Дмитрий Медведев со своей стороны заверил, что будет рад видеть Обаму в июле в Москве. «Я буду очень рад видеть президента и жду его в России в июле. Это – наиболее теплый месяц, и я надеюсь, что он будет отражать тот дух наших отношений, который характерен для нас в этот период», – сказал президент РФ.
Судя по всем этим заявлениям, лед в российско-американских отношениях, накопившийся со времен предыдущей администрации США, действительно начал подтаивать. Впрочем, по многим темам совместной повестки дня стороны по-прежнему разделяет стена разногласий. Итак, что конкретно сумели согласовать в Лондоне Медведев и Обама? И о чем им так и не удалось договориться?
Новый договор по СНВ
Важнейшим достижением переговоров в Лондоне стало совместное заявление президентов двух стран о готовности России и США сократить стратегические наступательные вооружения (СНВ) ниже уровня в 1700-2200 ядерных боезарядов.
Медведев и Обама поручили своим переговорщикам незамедлительно начать переговоры по новому документу по СНВ и доложить результаты к июлю. Новый документ по СНВ должен зафиксировать уровни их сокращения ниже, чем в Московском договоре 2002 года, отмечается в совместном заявлении.
Договор СНВ-1, который был подписан в 1991 году, напоминает РИА «Новости», обязывает Вашингтон и Москву сократить количество ядерных боеголовок до 6000, а их носителей – до 1600 с каждой стороны. Срок действия СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года. В 2002 году в Москве был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1700-2200 единиц. Этих уровней они должны достичь к декабрю 2012 года.
«Президенты приняли решение о начале двусторонних межправительственных переговоров по выработке новой полноформатной юридически обязывающей договоренности по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений на замену договора о СНВ», – говорится в совместном заявлении. Стороны намерены заключить эту договоренность до истечения в декабре срока действия договора по СНВ. При этом «стороны будут стремиться зафиксировать в будущей договоренности уровень сокращения стратегических наступательных вооружений, которые будут ниже, чем в ныне действующем Московском договоре 2002 года о сокращении СНП (стратегических наступательных потенциалов)», – говорится в заявлении.
Предметом новой договоренности, отмечается в совместном заявлении, будут являться «сокращения и ограничения стратегических и наступательных вооружений». В документе также говорится о том, что стороны будут добиваться «новых проверяемых сокращений стратегических наступательных арсеналов в ходе поэтапного процесса, начиная с замены Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений новым юридически обязывающим договором».
Россия и США, напоминает РИА «Новости», обладают 90% запасов ядерного оружия на планете. В Москве отмечают, что после истечения в декабре 2009 года срока действия договора СНВ-1 не останется никаких механизмов контроля за всей системой стратегических сил. СНВ-1 ограничивает не только все ядерные боеголовки, и развернутые, и складированные, но и практически все носители ядерного оружия, все средства его доставки.
Россия в 2005 году предложила американской стороне заключить новое соглашение на замену СНВ-1. Предлагая это, Москва исходит из того, что в новом юридически обязывающем документе можно было бы зафиксировать более низкие и подлежащие взаимной проверке уровни как на стратегические носители (межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок, тяжелые бомбардировщики), так и размещенные на них боезаряды. Москва полагает, что должны быть сохранены механизмы проверки и подтверждено обязательство не размещать СНВ за пределами национальной территории.
Американская сторона же предлагала в ответ установить лимиты на ядерные боеголовки, развернутые уже обеими сторонами на носителях, но при этом не считала необходимым устанавливать какие-либо лимиты на наращивание запасов ядерных боеголовок на складах и на их носители.
Согласие Москвы на столь радикальное сокращение – ниже уровня в 1700-2200 ядерных боезарядов – сокращение своего ядерного потенциала пояснил сегодня начальник (в 1994-1996 гг.) главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Виктор Есин. Сокращение наступательных вооружений является процессом взаимовыгодным как для России, так и для Соединенных Штатов, заявил он РИА «Новости». «Идти по пути ядерного разоружения – безусловно, процесс позитивный. Положительно и то, что обозначенная верхняя планка сокращения – 1700 ядерных боезарядов»,– сказал Есин.
В то же время генерал подчеркнул, что нижняя планка процесса сокращения будет зависеть от дальнейших планов США по развертыванию глобальной системы ПРО: «Если США откажутся от третьего позиционного района ПРО в Европе и не будут активизировать строительство глобальной ПРО, то тогда нижняя планка сокращения ядерных вооружений может опуститься до 1000 зарядов».
Но если процесс разоружения достигнет предела ниже 1000 единиц, продолжил эксперт, то тогда в этот процесс должны будут вовлечены другие страны НАТО, члены ядерной пятерки – Великобритания и Франция, которые обладают соответственно 200 и 380 ядерными боеголовками.
О прямой зависимости уровня сокращения ядерных арсеналов от действий другой стороны говорил не так давно в интервью [http://news.km.ru/obama_xochet_razoruzhit_rossiyu KM.RU] и заведующий Отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александр Пикаев. По его словам, само по себе сокращение ядерных арсеналов до уровня в 1000 единиц с каждой стороны вроде бы можно только приветствовать, «поскольку ядерное разоружение – в общих интересах, и Россия всегда это дело поддерживала».
«Но здесь есть также и вопросы, – тут же отмечал эксперт. – Что реально имеется в виду, когда американцы говорят о 1000 боеголовок? То ли речь идет о стратегических ядерных боезарядах, то ли о стратегических и тактических одновременно. Что американцы намерены засчитывать в эту тысячу? Если они хотят это делать так, как это было в Московском договоре (договоре об СНП), то речь не идет о реальном разоружении. Поскольку там они намеревались засчитывать только то, что находится на боевом дежурстве. А, допустим, подлодки, которые проходят перезагрузку активной зоны реакторов в доках, они выводили из ограничений. Ну и потом: они намеревались сокращать арсеналы не путем уничтожения, а, прежде всего, путем разгрузки боезарядов. Вот есть на ракете «Минитмен-3» 3 боезаряда – 2 снимаются и складируются где-то неподалеку. Но ведь эти 2 боезаряда вернуть на ракету можно достаточно быстро. И это было весьма серьезным камнем преткновения на переговорах, поскольку Россия хотела реального разоружения, а американцы пытались «разоружиться» просто за счет подобной технической и цифровой эквилибристики. Если и сейчас речь идет о такой методике, то, конечно, все это совсем не так красиво, как выглядит на первый взгляд. И создаст очень серьезные проблемы на переговорах».
Но как быть России, если американцы все-таки предлагают действительно радикальное сокращение? Будет ли оно выгодно России? Как мы с нашим уровнем обычных вооружений сможем обеспечить – при потолке в 1000 боеголовок – безопасность России?
«Если речь идет о 1000 стратегических боезарядах, – считает Пикаев, – то этого достаточно. И президент Путин в свое время предлагал опуститься до уровня в 1000. И если американцы реально готовы идти так глубоко, то это и в наших интересах. Ведь это – дешевый способ сохранить стратегический паритет с американцами».
«Но если речь идет о полном разоружении, – тут же отмечал эксперт, – то здесь, конечно, ответ однозначен. Нужно решать проблемы с другими угрозами – обычным потенциалом НАТО, продвигающимся на восток. Ну, и в Китае тоже не все так хорошо. А если американцы хотят в эту 1000 боеголовок включить и тактические боезаряды, то здесь нужно тоже очень хорошо подумать, поскольку тактический арсенал является для России компенсацией нашей слабости по обычным вооружениям – по сравнению с НАТО. И этот вопрос тоже должен быть увязан с натовскими силами. Возможно, с ратификацией адаптированного договора ДОВСЕ об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе, который натовцы отказываются ратифицировать вот уже почти 10 лет – с 1999 года».
Таким образом, дав в Лондоне своим переговорщикам поручение готовить замену Договору СНВ-1, Барак Обама и Дмитрий Медведев пока лишь инициировали своих подчиненных на поиск развязок по многим важнейшим точкам разногласий. Так что как пойдут дальше переговоры по ядерному разоружению – ответить сейчас практически невозможно. Тем более что по другим темам совместной повестки дня противоречий между сторонами осталось еще больше.
Кавказ и ПРО
Прежде всего у России и США сохраняются разногласия по противоракетной обороне, которую американцы намереваются разместить в Восточной Европе. И это противоречие было акцентировано в совместном заявлении президентов двух стран: «Признавая, что у нас сохраняются разногласия в отношении элементов противоракетной обороны в Европе, мы обсудили новые возможности для равноправного международного взаимодействия в области ПРО, учитывающего совместные оценки ракетных вызовов и угроз и направленного на укрепление безопасности наших стран, а также безопасности наших союзников и партнеров».
Остались стороны при своем мнении и в оценке войны в Южной Осетии. Впрочем, несмотря на задекларированные в совместном заявлении разногласия в оценке причин войны в Южной Осетии, Россия и США заявили, что продолжат усилия по урегулированию ситуации на Кавказе. «Несмотря на то, что у нас нет согласия в отношении причин и последовательности действий в августе прошлого года, мы согласились, что мы должны продолжать усилия в направлении мирного и долгосрочного урегулирования нестабильной ситуации, сложившейся в настоящий момент», – говорится в совместном заявлении президентов двух стран.
Афганистан и ВТО
А вот в отношении проблемы Афганистана и вопроса о вступлении России в ВТО позиции двух сторон на прошедшей в Лондоне встрече существенно сблизились.
Что касается проблем Афганистана, то Россия и США договорились разработать новые направления сотрудничества по развитию Афганистана, говорится в совместном заявлении Медведева и Обамы. «Мы согласились, что организация «Аль-Каида» и другие террористические и экстремистские группировки, действующие в Афганистане и Пакистане, представляют общую угрозу многим странам, включая Россию и США», – отмечается в документе.
На основе этого почти что консенсуса Россия, скорее всего, согласится на расширение сотрудничества с НАТО по военному и невоенному транзиту натовских грузов в Афганистан. Согласитесь, тем самым Россия все более и более вовлекается в афганские дела. Ведь военный транзит – это почти что участие в военных действиях на чьей-либо стороне.
В отношении же принятия России в ВТО президенты двух стран поручили своим правительствам «предпринять усилия для скорейшего вступления России в ВТО». Так что наши доморощенные лоббисты ВТО могут сейчас радоваться – принципиальная договоренность России с США (которая до недавнего времени была чуть ли не последним барьером на пути вступления России в ВТО) наверняка придаст процессу вступления нашей страны в эту организацию новый мощный импульс.
К сожалению, само вступление в ВТО очень негативно отразится в дальнейшем на нашей экономике, и так испытывающей массу проблем вследствие излишней ориентированности нашего ТЭК на внешние рынки. Остается только надеяться, что к тому моменту, когда Россия вступит в ВТО, сама эта организация так погрязнет в собственных проблемах, что ее решения станут попросту необязательными к исполнению.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Россия и США взяли новый фальстарт.
Кому нужны договоренности со страной которая не сегодня завтра станет банкротом. Нужно обсуждать с американцами тему о безопасности ядерного арсенала США в момент ее распада.
Пора всем уяснить, что центральным игроком стал Китай все остальные вторичны.
Военно-политический опыт России периода 1985-2009 показывает,что Западу и,прежде всего США и НАТО верить нельзя, ни при каких обстоятельствах. Россию спасают 6000 ядерных боезарядов и уменьшать их нельзя, без четких ограничений по носителям у НАТО, а не только США,без ратификации ДОВСЕ странами НАТО, уменьшения морских сил США и НАТО. Переговоры Россия-США для России невыгодны. Целесообразны переговоры НАТО-Россия с участием Китая. Все остальное развод по американски,и езда западных "свободных" СМИ по ушам политиков и народов России и стран СНГ.
Да уж перестройка стартовала....Интересно кто кого перестроит????
02.04.2009 10:12
Valeri
*
Французов смотрел несколько раз. По крайне мери собирательно могу понять некоторые вещи. Там в основном представляются интересы правительства франции хотя в общеевропейских вопросах просматривается контроль из Брюселя.
02.04.2009 10:03
Funtik
Уже были «заглядывания в глаза» и «увидел душу».Толку-то.Думается,так и в этот раз будет: американцы будут пытаться под всякими «перезагрузками» свою линию гнуть.
*
Конечно будут пытаться. У них своя свадьба у России своя вот и весь расклад. Они прекрасно понимают что сегодня только Россия может САМОСТОЯТЕЛЬНО выскочить из этого долбаного кризиса. Амеры слишком сильно проГлобализировались. Теперь сами же и попались в эту ловушку. У них нет РЕАЛЬНЫХ возможностей САМИМ выскочить из ямы их должен кто-то отуда вытащить. Только вот пахать на дядю никто не хочет. Купленый друг он и есть купленый.