Россия разочаровалась в «правосудии» Страсбурга

Последние решения суда в отношении РФ могут ударить бумерангом по нему самомуПоследние решения Европейского суда по правам человека в отношении России, похоже, могут ударить бумерангом не только по самому Страсбургскому суду, но и способствуют росту разочарования среди россиян в западном «правосудии» в целом.
Представитель Русской церкви в Страсбурге игумен Филарет (Булеков) считает, что решение Европейского суда признать незаконными отказы московских властей в проведении гей-парадов попирает чувства большинства россиян.
«Принятое в Страсбурге решение, по сути, является насилием над чувствами и нравственной позицией большей части общества. Вряд ли это послужит заявляемой цели воспитания толерантности, достижения согласия, взаимопонимания и мирного сосуществования, – заявил о. Филарет в интервью [http://www.interfax-religion.ru/ «Интерфакс – Религии»]. Он не исключил, что если подобные процессы будут набирать силу, то «Русская церковь, следуя своему социальному учению, может поддержать все громче звучащие призывы к российскому государству пересмотреть формы участия в международных договорах, касающихся защиты прав человека».
По мнению священника, проблема, связанная с данным постановлением суда, гораздо шире и серьезнее, чем непосредственно проведение или отказ в проведении гей-парадов. «Нормы прав человека были созданы для защиты от дискриминации отдельных личностей. Вместе с тем в последние годы мы все чаще сталкиваемся с формальным применением правозащитных норм в отношении групп и сообществ людей, в первую очередь – различных меньшинств, без учета традиций общества в целом, его культурно-исторической памяти», – отметил о. Филарет.
По его мнению, проблема заключается в том, что, «подробно расписав обязанности большинства, которое должно защищать меньшинство, правозащитная парадигма вообще отказалась от принципа ответственности меньшинства перед обществом в целом», причем это касается не только сексуальных меньшинств, но и национальных, языковых, религиозных и других. Между тем, убежден священник, нельзя требовать уважения к себе, не проявляя соответствующего уважения к традициям большинства, преследуя «исключительно собственные цели». «Это неминуемо будет приводить к конфликтам и противостоянию. И подобные решения Страсбургского суда не только не приведут к искомому согласию в обществе, уважению прав каждой личности, но послужат провоцированию новых очагов напряжения», – сказал о. Филарет.
«Суд не учел того, – отметил о. Филарет, – что проводимые во многих городах мира гей-парады уже давно потеряли свое правозащитное содержание и превратились в массовые развлекательные мероприятия, доступные в т. ч. для несовершеннолетних и других уязвимых групп в обществе. В России, в отличие, скажем, от Бразилии с ее карнавалами, вообще никогда не было принято выносить в публичное пространство интимную сторону жизни людей, касается ли это меньшинств или традиционного большинства. Поэтому в данном конкретном случае заявления о дискриминации не имеют под собой никакого основания».
Отметим, что Русская церковь оказалась отнюдь не одинокой в своем отношении к страсбургскому «правосудию». 29 октября с неожиданно резкой критикой решений суда в отношении России (правда, не по поводу гей-парадов, а в связи с т. н. делом «Константин Маркин против России») выступил глава Конституционного суда России Валерий Зорькин. В своей статье, опубликованной на страницах [http://m.rg.ru/2010/10/29/zorkin.html «Российской газеты»], он пишет, что «ситуация, возникшая после принятия Европейским судом постановления от 7 октября 2010 года по делу «Константин Маркин против России», изменилась кардинальным образом.
Впервые Европейский суд в жесткой правовой форме подверг сомнению решение Конституционного суда РФ. В этом определении от 15 января 2009 г. № 187-О-О Конституционный суд отметил, что российское правовое регулирование, предоставляющее военнослужащим-женщинам возможность отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и не признающее такое право за военнослужащими-мужчинами (они могут воспользоваться лишь кратковременным отпуском), не нарушает положения Конституции о равенстве прав и свобод независимо от пола.
С учетом условий и специфики военной службы в России и особой, связанной с материнством и детством социальной роли женщины в нашем обществе (ч. 1 ст. 38 Конституции) вряд ли можно утверждать, что предоставление права на отпуск по уходу за ребенком военнослужащим-женщинам при одновременном отказе в этом праве военнослужащим-мужчинам «лишено разумного обоснования», как это определил ЕСПЧ».
Валерий Зорькин напоминает в связи с решением Страсбургского суда о недавнем крайне примечательном «германском прецеденте»:
«В октябре 2004 года Федеральный конституционный суд Германии (ФКС), рассмотрев конституционную жалобу заявителя Гёргюлю (кстати, тоже по семейным вопросам), поданную уже после вынесения постановления ЕСПЧ, сформулировал необычно жесткую позицию в отношении мотивировки, юридической силы и исполнения в Германии постановлений ЕСПЧ.
Особое внимание ФКС уделил вопросу о том, обладает ли постановление Европейского суда по правам человека такой юридической силой, которая отменяла бы окончательные и вступившие в законную силу постановления германских судов.
Согласно правовой позиции ФКС, «Основной закон имеет целью интеграцию Германии в правовое сообщество мирных свободных государств, но он не предусматривает отказа от суверенитета, закрепленного прежде всего в германской Конституции. Следовательно, он не противоречит цели приверженности международному праву, если законодатель, в порядке исключения, не соблюдает право международных договоров при условии, что это является единственно возможным способом избежать нарушения основополагающих конституционных принципов».
Как профессиональный юрист и как председатель Конституционного суда считаю, – продолжает Зорькин, – что России, равно как и другим странам мира, надо опираться в своих дальнейших действиях именно на этот германский прецедент. И потому, что он конструктивен, поскольку опирается на конституционный принцип государственного суверенитета и принцип верховенства Конституции в системе нормативных правовых актов государства. И потому, что никто никогда не посмеет назвать решение германского Конституционного суда – одного из самых авторитетных и гибких конституционных судов в мире – оголтелым, экстремистским, архаичным, реакционным и т. д.
Принципы государственного суверенитета и верховенства Конституции в правовой системе России относятся к основам ее конституционного строя. Конвенция как международный договор России является составной частью ее правовой системы, но она не выше Конституции. Конституция в ст. 15 устанавливает приоритет международного договора над положениями закона, но не над положениями Конституции. Монополия на истолкование положений Конституции и выявление конституционного смысла закона принадлежат Конституционному суду. И поэтому истолкование Конституции, данное высшим судебным органом государства, не может быть преодолено путем толкования Конвенции, поскольку ее юридическая сила все-таки не превосходит юридическую силу Конституции».
Правда, сделав столь решительные заявления, далее г-н Зорькин заметно их смягчает: «Вопрос о том, как именно использовать германский прецедент, нельзя решать умозрительно, ибо это – тот вопрос, который можно проверять только юридической практикой. В одном я уверен на 100%: использование германского прецедента должно быть очень мягким, деликатным и просвещенным.
Ни в коем случае мы не должны своими действиями разрушать наметившиеся позитивные международные тенденции. Мы должны быть предельно тактичны, умны и уступчивы.
Когда я говорю «предельно», то, естественно, обязан обозначить предел, ибо альтернатива предельной уступчивости – уступчивость беспредельная, абсолютно недопустимая и разрушительная. В нашей истории были такие прецеденты, и они наглядно показывают, что подобная беспредельная уступчивость, унижая страну и народ, не приводит ни к каким результатам. Она, напротив, прерывает позитивные тенденции сближения России с Западом, рождая в чьих-то головах неприемлемые и деструктивные ожидания».
Отметим, что глава Конституционного суда России отнюдь не ставит под сомнение саму ст. 15 российской Конституции о приоритете международных договоров, заключенных Россией, над внутрироссийскими законами. А ведь именно это положение Основного закона нашей страны – рожденное, напомним, впопыхах «отцами-основателями» современной РФ – дает Страсбургскому правосудию повод фактически глумиться над нашими обычаями и традициями, которые завещали нам наши предки.
Комментарии читателей Оставить комментарий
02.11.2010 19:29AlexNotDullesДремучесть некоторых экспонатов (plp, например) на этом форуме просто поражает. Откуда они берутся?
;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;
Не сеют и не пашут...
Но народ точно меняется,это цифирный ник "812" точно заметил. Вчера вечером слушал по радио выступление на каком-то митинге (в общем, перед народом)Жириновского. Со страстной речью на тему необходимости подготовки и вступления в НАТО и Евросоюз. Как всегда не очень ясно, но громко. Поразила реакция народа. Большинство осторожно возражало,но без обычных клише "предатель" и т.д. , а некоторые, довольно многие, соглашались с его доводами. Значит здравый смысл найдет себе сторонников и у нас.
02.11.2010 19:29 AlexNotDulles
Дремучесть некоторых экспонатов (plp, например) на этом форуме просто поражает. Откуда они берутся?
...
Формально известно : откуда и все. Ну а мене формально с ВОЛГИ Это хуже Гудзона и потомака мисиписями? К тому ж не тебе безмозглому невежде давать оценку моей личности. Когда будешь кормится со своего ТРУДА (не с грантов, как твои подпевалы здесь) в России тогда ВОЗМОЖНО сможешь получить уважение. Но думаю тебе это не грозит.
Дремучесть некоторых экспонатов (plp, например) на этом форуме просто поражает. Откуда они берутся?
"Не хлебом единым жив человек", говорит Христос; "бытие определяет сознание", говорит дьявол. Вот и всё различие между Русской Цивилизацией и "просвещённым Западом". За стирание этого различия и ведётся борьба, борьба смертельная. Нельзя сказать, что при всех своих дьявольских инструментариях в закабалённой России местечковая "элита" добилась больших успехов. Её вековая выживаемость в значительной мере объясняется тем, что "элита" эта вызывала не ненависть, а презрение. Последние 20 лет тысячелетнее презрение пополнилось ненавистью, смертельной ненавистью. Так что процесс обращения русских в хазаров провалился и Святослав уже на подходе.
02.11.2010 13:13 812 "... пошло неизбежное взаимопроникновение культур, науки, искусства, морали.К сожалению такие западные идеи, как терпимость к иномыслию, разным национальным традициям,многопартийность, понимание других религиозных конфессий..."
...
И давно там обтолерастились? Особенно толерастностно и уважительно получается поздравлять с Православной Пасхой крылатыми ракетами и карикатурить Магомеда. Находятся же скоты врущие на чистом глазу. Вот этот поток "культуры имени 812" мы и получили. Срань