Россия рискует превратиться в ядерную свалку

Количество радиоактивных отходов в России растет угрожающими темпами. При этом, помимо отходов собственного атомного производства, Россия пополняет этот опасный арсенал отходами из других стран, принимая их на хранение.
Согласно принятому в 1995 году закону «Об использовании атомной энергии», к радиоактивным отходам (РАО) отнесены ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Отходы образуются на всех стадиях работы предприятий атомной отрасли: при добыче урана, на заводах, производящих из урана ядерное топливо для атомных электростанций (АЭС), при нормальной работе АЭС, при демонтаже АЭС, выработавших свой ресурс.
Отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) большинства реакторов не перерабатывается, и поэтому его также можно отнести к радиоактивным отходам. Но даже в случае, если ОЯТ перерабатывается для получения нового ядерного топлива, большое количество отходов образуется в процессе переработки. РАО и ОЯТ производят также реакторы атомных подводных лодок и ледоколов. К РАО относятся и радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГи), использующие энергию распада высокоактивного стронция. Около полутора тысяч этих устройств были установлены в безлюдных местах в СССР для питания маяков и различного оборудования, но уже выработали свой ресурс и постепенно демонтируются. Содержащиеся в радиоактивных отходах вещества – плутоний, цезий, калифорний и др. – будут оставаться крайне опасными сотни и тысячи лет.
Надо сказать, что период полураспада плутония (время, за которое количество опасного элемента сократится в 2 раза) – 24 тысячи лет. Плутоний губителен для всего живого. Этого элемента не существовало на Земле до начала строительства ядерных реакторов. Живые организмы в ходе эволюции не были приспособлены к этому радиоактивному элементу.
Все это время будущим поколениям нужно будет следить за тем, чтобы отходы не попали в окружающую среду и не оказались в руках террористов. Самым безопасным считается хранение РАО и ОЯТ в подземных шахтах. Но даже страны, выбравшие этот способ, столкнулись с высокими затратами и прежде не учтенными рисками. На сегодня ни в одной стране мира нет хранилищ РАО, рассчитанных более чем на 50 лет.
На сегодняшний день в России накоплено почти 550 миллионов тонн радиоактивных отходов высокой и низкой активности. Об этом сообщила на пресс-конференции в понедельник, 16 ноября, заместитель главы госкорпорации «Росатом» Татьяна Ельфимова, передает агентство «Интерфакс». Для сравнения, в 1989 году в стране было накоплено 470 миллионов тонн, отмечает РИА «Новости». Такой прирост объема РАО объясняется принятием в 2001 году по инициативе правительства России поправок к закону «Об использовании атомной энергии». Согласно поправкам, допускался ввоз на коммерческой основе ОЯТ из других стран. Правда, соответствующее разрешение должна была давать специальная комиссия, председателем которой президент Владимир Путин назначил нобелевского лауреата Жореса Алферова. А существовавший тогда Минатом составил список стран, откуда можно провозить завоз. Сам Алферов даже заявил тогда, «что мы планируем принимать за деньги у других стран, существенно меньше того, что мы имеем в своих хранилищах или привозим совершенно бесплатно с Украины». С учетом приведенных выше цифр это соответствует истине – мы накопили столько собственных отходов, что даже завоз чужих не сильно портит в целом весьма жуткую картину. Так почему же на этом еще и денег не заработать?
Тревожность ситуации стала наконец очевидной и для российских властей. До конца года «Росатом» намеревается внести в Госдуму законопроект об обращении с радиоактивными отходами. В рамках этого закона «Росатом» планирует создать системы пунктов хранения радиоактивных отходов и запустить в 2010 году систему обращения с радиоактивными отходами. В планах корпорации также запуск в 2015 году системы обращения с отработанным ядерным топливом и программы вывода из эксплуатации атомных объектов.
По словам Татьяны Ельфимовой, в случае принятия закона и при одновременном снижении активности отходов России понадобится не менее 15 лет, чтобы добиться сокращения количества РАО до 385 миллионов тонн. Это, конечно, тоже немало, но хорошо уже, что планируются хоть какие-то меры со стороны властей, чтобы предотвратить окончательное превращение России в международную ядерную свалку.
Между тем, как заявляет немецкое агентство dpa, международные экологические организации указывают на неприемлемые условия хранения РАО в России. Несколько дней назад один из немецких телеканалов показал репортаж о химическом комбинате города Северска, на территории которого под открытым небом ржавеют бочки с якобы урановыми отходами, привезенными из Германии. К комбинату в Северске, действительно, есть немало вопросов у экологов. Но уж немцам-то стоило бы поменьше распинаться на тему «неприемлемых условий хранения РАО»
Сайт «Дойче Велле» рассказывает, как в ФРГ в 70-е годы, столкнувшись с проблемой появления в результате работы АЭС ядерных отходов, решили эту проблему. Федеральное правительство додумывалось сваливать их в бывшую соляную шахту Ассе в Нижней Саксонии, «в структурно слаборазвитом регионе Западной Германии и поближе к границе с ГДР». Сюда на глубину от 500 до 750 метров уже в те годы свалили 126 тысяч бочек с закатанными в бетон слабо- и среднерадиоактивными отходами.
«А потом случилось то, чего, вообще-то, не должно было случиться. В шахту стала просачиваться вода, а на склонах горы появился радиоактивный «рассол». Общественность, однако, стала узнавать о происходящем в Ассе с изрядным опозданием и по чуть-чуть. Выяснилось, что часть бочек складировали не по правилам, некоторые при разгрузке получили пробоины и закатились в сырые отсеки шахты. Ну а потом появились сведения о том, что в Ассе свозили не только относительно безобидный мусор, но и высокотоксичный плутоний. В итоге в начале этого года ученых от работы в Ассе отстранили, шахта перешла под контроль федерального ведомства по защите от радиоактивных излучений. Директор ведомства Вольфрам Кёниг отметил, что история шахты Ассе «не способствовала укреплению доверия относительно надежного и долговременного хранения радиоактивных отходов».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Так ведь программа по загрязнению мест, где проживают ГОИ существует много лет. Загрязнения всеми средствами. И радиоактивными отходами, и ртутью и мышьяком, и свинцом, кадмием (игрушки), и стиральные порошки (самые старые, грязные технологии) и пр. моющие средства, и консерванты для фруктов и овощей... Всё самое грязное - всё в гости к нам!!!
Да и реакторы по выработке плутония у нас все остановлены.
Никто в Руссиянию отходы не завозит, только ОЯТ с реаторов советского производства.
Просто сказка какая то. Буржуины топливо закупают, ОЯТ с наработанным Pu возвращают, мы ОЯТ перерабытываем, Pu оставляя у себя. Буржуины при этом на всех этапах немалые денежки в американских тугриках платят.
Владимиру
Плутоний как топливо, конечно сырье сомнителной ценности, а вот как начинка ядерных боеголовок - самое оно. Беда только в том, что отходы АЭС, которые нам поставляют - на 99,9% бетон, из которого выковырять тяжелые металлы проблематично. Технически это возможно, но технология очень грязная. Не знаю, будут ли в ближайшее время разработаны приемлемые технологии для извлечения плутония из ОЯТ, абсорбированых силикатами, но на сегодня лучший способ утилизации этой дряни - экспорт.:)) Предлагаю использовать в качестве полигонов Итуруп, Шикотан и Ю.Осетию. Т.е. те территории, на которые роняют слюни наши соседи.
RE: То, что мы пока не научились его использовать.
Ага, спасибо зеленоватым, что сроительство завода МОКС-топлива законсервировано в конце 80-х. А ОЯТ буржуинов - это польза, пущай везут к нам на переработку.
Автор довольно лихо записывает отработавшее топливо и плутоний в отходы, плутоний междук прочим- великолепное топливо, намного эффективне урана. То, что мы пока не научились его использовать - это другое дело. Прирост объемов ОЯТ, о которых говорит автор, обксловлен совсем другими причинами, о которых автор почему-то писать не хочет...