Россия собирает «Персидский союз»

18 августа в Сочи пройдет необычный саммит – встреча четырех президентов. Дмитрий Медведев примет у себя в гостях лидеров Афганистана Хамида Карзая, Пакистана Асифа Али Зардари и Таджикистана Эмомали Рахмона. По сообщению сайта «Президент России», «на полях» этого саммита запланированы двусторонние контакты Медведева с Карзаем и Зардари, а позднее пройдут переговоры с Рахмоном, который будет находиться в нашей стране с рабочим визитом 18-20 августа.
Состав участников встречи можно назвать уникальным. Отношения между Москвой и Исламабадом долгое время не складывались из-за того, что Советский Союз и Пакистан сделали ставку на прямо противоположные стороны в многолетнем афганском конфликте, да и в дальнейшем нельзя сказать, что наши страны тесно взаимодействовали по каким-либо серьезным стратегическим вопросам. Стоит учесть еще и то, что у России неплохие отношения с Индией, а вот у Пакистана к Индии есть немало претензий. Не секрет, что Пакистан находится в зоне американского влияния, а это, как мы понимаем, тоже не способствует сближению наших стран. Конечно, было бы очень наивно полагать, что нынешняя встреча сможет радикально изменить дипломатический расклад, но с чего-то начинать надо. Пакистан – это очень крупная величина в Азиатском регионе (кстати, превосходящая по населению Россию) и одна из немногих стран мира, располагающая ядерным оружием.
Если говорить о ситуации в Афганистане, то она имеет к нам самое прямое отношение. Афганская война, не прекращающаяся уже несколько десятков лет, идет недалеко от границ СНГ, и хотя формально Россия отделена от Афганистана целым рядом среднеазиатских государств, но границы внутри СНГ вряд ли можно назвать мощным заслоном на пути афганской нестабильности.
В свою очередь, Таджикистан граничит с Афганистаном, находится совсем рядом с Пакистаном и при этом очень тесно связан с Россией множеством экономических и политических связей.
Так что четырехсторонняя конфигурация встречи очень логична, хотя, наверное, было бы полезно пригласить еще и Иран, также имеющий серьезные позиции и интересы в этом регионе. Впрочем, сейчас отношения Москвы и Тегерана переживают далеко не лучшие времена.
'''Чтобы разобраться в хитросплетениях политики данного региона, мы обратились к главному редактору журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждару Куртову:'''
– В регионе Среднего Востока, Южной и Центральной Азии сейчас пытаются сформировать новый союз государств. Его условное название – «Союз персоязычных государств». Инициаторами являются Иран, Афганистан и Таджикистан.
Активность проявляет Таджикистан, который озаботился этой идеей отчасти не от хорошей жизни. Ведь он является страной, которая отграничена от России рядом государств, которые хотя формально и близки к Таджикистану, но с ними у Таджикистана достаточно напряженные отношения. Союзников таджики пытаются найти в форме союза трех персоязычных государств.
Интерес же Пакистана состоит в том, чтобы заручиться даже не поддержкой, а пониманием Россией тех проблем, которые сейчас есть в регионе. Проблемы многоплановые: это и вопросы наличия военной угрозы Ирану, и продолжающаяся без особого успеха контртеррористическая операция в Афганистане.
Президент США Барак Обама в последнее время сделал ряд заявлений о том, что вывод американских войск из Афганистана, который первоначально был проанонсирован 2011 годом, на самом деле будет обозначать только вывод части этих войск. Пакистан – это государство, которое связано со всеми этими странами: Таджикистаном, Ираном, Афганистаном. Сама граница между Афганистаном и Пакистаном – это т. н. линия Дюранда, проведенная англичанами; она не признается пуштунами, проживающими по обе стороны границы.
Наш интерес состоит в том, чтобы эти государства не скатывались к открытой конфронтации ни друг с другом, ни со своими соседями. А что касается экономического интереса, то он не столь очевиден, поскольку для инвестирования нужна политическая стабильность. Отношения России с Пакистаном нельзя назвать продвинутыми, и я думаю, что не следует ожидать от этого визита каких-то кардинальных перемен во внешней политике России ни в отношении Пакистана, ни в отношении Афганистана, ни тем более Таджикистана.
Комментарии читателей Оставить комментарий
А по существу вопроса может хоть что-либо варнякнуть? Забыли что-ли традиции русской политики на Среднем Востоке или вообще не в курсе?
А какой прок от такого союза, если в Шадринске не станут продавать персидские вещи? Радоваться что ли, что, мол, есть такой Персидский союз, и кому-то от него очень хорошо стало? А Я что, должен радоваться тому, что другие живут хорошо? Непонятно. Если Я сам не живу хорошо, то тогда остальные пусть все уходят.
уЛУКБЕК,ты дверью,часом,не ошибся?
Без Ирана - это пшик, свисток!А Иран на встречу не пустил Вашингтонский обком?
16.08.2010 22:45
В.Е
Уймитесь,похоронщики.Всякая встреча-это движение./////
Вперёд-назад - тоже движение, только по-другому называется.