Россия закрепила свой военный успех на дипломатическом фронте

В Женеве завершился второй раунд международных консультаций по безопасности на Кавказе. Учитывая, мягко говоря, натянутые (если не сказать – враждебные) отношения между Россией, Абхазией и Южной Осетией с одной стороны и Грузией с другой, ожидать от этого форума каких-то судьбоносных решений было сложно. Однако с точки зрения российских интересов, а также интересов ее союзников результат переговоров в целом можно назвать позитивным. Дело в том, что на этот раз Южная Осетия и Абхазия были фактически равноправными сторонами этих переговоров.
Одновременно сегодня, как свидетельствуют публикации западной прессы, высказывания зарубежных дипломатов, экспертов и политиков, Запад склоняется к тому, чтобы попытаться объективно проанализировать августовские события. Более того, в западной прессе появляется все больше материалов, критически оценивающих деятельность президента Саакашвили на своем посту. И это – тоже позитивный знак для России. Это дает ей возможность не только закреплять свой военный успех на дипломатическом фронте, но и в какой-то мере даже перейти в наступление.
В свою очередь, президент Саакашвили, судя по всему, осознает, что отношение Запада к нему испытывает изменения (причем не в его пользу). Для того, чтобы сохранить свои позиции, он вынужден постоянно нагнетать образ врага в лице России в западном общественном мнении, будируя его своими радикальными инициативами. Речь идет о его недавнем требовании перенести место проведения зимней Олимпиады-2014 из Сочи в другой город, хотя совершенно очевидно, что ни Международный олимпийский комитет, ни Запад в целом вряд ли прислушаются к этой точке зрения. Никто не пойдет на нарушение сложившегося порядка проведения этого престижнейшего спортивного форума.
В ходе женевских консультаций Грузия продолжает муссировать вопрос о возвращении грузинских беженцев. На мой взгляд, эта проблема во многом политизирована. Тбилиси продвигает идею возврата беженцев не только в буферные зоны Южной Осетии, но и держит в рукаве еще одно требование – возврата грузинских беженцев в Абхазию. Думаю, что с позиций победителей и Абхазия, и Южная Осетия, конечно, отвергнут эти требования. Как показал опыт совместного проживания грузин и осетин на территории Южной Осетии, грузинское население, по сути дела, оказалось пятой колонной. Оно ориентировалось на позицию официального Тбилиси и поддерживало грузинскую агрессию. В этом вопросе и Россия, и Южная Осетия, и Абхазия будут против возвращения грузинских беженцев (хотя РФ, быть может, не столь категорично, как Абхазия и Южная Осетия).
Что же касается возвращения беженцев в буферные зоны, то это – уже внутренняя грузинская проблема. И Абхазия, и Южная Осетия, и Россия на территорию Грузии не посягают, придерживаясь принципа территориальной целостности. Что касается самого формата женевских консультаций и роли России, то я считаю, что как один из главных участников переговорного процесса наша страна должна проявлять высокую активность. Фактически мы оказываем покровительство и представляем интересы Абхазии и Южной Осетии в международных структурах в условиях, когда эти две республики юридически пока не имеют широкого международного признания. С учетом того, что Запад в общем и целом предпочитает выступать на стороне Тбилиси, Россия должна выступать в роли своего рода глобального противовеса в деле урегулирования данного конфликта.
Комментарии читателей Оставить комментарий