Русская деревня вымрет через 20 лет

Кто-нибудь помнит прежнюю деревню? Когда репродуктор на столбе разносит окрест классическую музыку, трактора снуют по улице, доносится мычание коров с фермы, на пруду плещутся косяки домашних гусей и уток, а вокруг на многие километры зеленеют ухоженные поля с культиваторами и комбайнами. Такой деревни больше нет. Коровники разрушены, поля зарастают сорняками, а скелеты тракторов ржавеют на машинных дворах. Деревня теперь тихая и словно бы испуганная. А может, подавленная своей грядущей судьбой. Потому что через двадцать лет ее не останется никакой.
За 10 лет сельское население уменьшилось больше чем на миллион, пишет «Труд». По предварительным данным переписи-2010, в деревнях и поселках России сейчас проживают 38,2 млн человек. При этом доля городских жителей выросла с 73,3% в 2002 году до 73,7% в 2010-м.
Вроде бы ничего страшного не происходит, деревня пустеет, но не так быстро. Однако цифры отражают не все. «Дело в том, что сейчас очень многие поселки городского типа переводят в сельские, и у нас, таким образом, численность сельского населения растет или как минимум не так быстро сокращается, хотя на самом деле это не так», - поясняет старший научный сотрудник Института географии Российской академии наук Татьяна Нефедова.
Из деревни уезжает прежде всего молодежь. Проблема, как ее задержать, стояла всегда, однако только в последние десятилетия она стала неразрешимой – работы здесь, с прекращением функционирования колхозов и совхозов, не осталось. Раньше уезжали за лучшей жизнью, теперь – просто за жизнью, то есть за работой и зарплатой. Интенсивность этого отъезда разная: в северных и центральных областях уезжают больше, в южных – меньше.
Не все, впрочем, деревни, оказались в плачевном положении. Более-менее повезло тем, которые расположены вблизи больших городов либо же на трассах. «Дорога, по которой постоянно ездит большое количество машин, сразу обрастает инфраструктурой — точки общепита, авторемонт, гостиница, магазины, — объясняет замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. — Все это — толчок для малого бизнеса».
Остальным, расположенным не так удачно, предстоит прекратить свое существование. Эксперты говорят, что такая судьба ожидает две трети деревень. Исчезать они начнут тогда, когда наиболее активная сейчас часть населения - люди в возрасте 35–45 лет, это родители уезжающих выпускников школ - умрет. В первую очередь это коснется поселков и деревень нечерноземной территории России. «Примерно за 15–20 лет все населенные пункты, численность которых менее 50 человек, исчезнут с карты Нечерноземья, — говорит Татьяна Нефедова. — А ведь таких малонаселенных деревень почти две трети».
Спасти их не удастся, даже если будут инвестиции. «В крупных селах существует сложившаяся социальная среда, которая важна для жителей, — объясняет Нефедова. — Например, если молодой человек из деревни переехал в город и не может там устроиться, вполне возможно, что он вернется к себе на родину, если там есть то, что может давать ему доход». В брошенную деревню он возвращаться не станет.
Эксперты по миграции называют этот процесс обезлюживанием территорий и считают, что потеря обжитых мест ничего хорошего стране не сулит. «Во многих заброшенных селах остались церкви, различные памятники культуры, которые также исчезнут, если люди не будут за ними ухаживать, — продолжает Татьяна Нефедова. — Поэтому так важно, чтобы каждый очаг жизни на селе сохранился».
Имеет место, впрочем, и обратный процесс – когда горожане возвращаются в деревню. Однако он носит качественно и количественно иной характер: уезжает полная сил молодежь, а возвращаются небольшое число пенсионеров. Ничего поднимать они не собираются, да и не могут, а приезжают просто доживать в знакомой с детства обстановке. Это не то, что может спасти деревню. В лучшем случае речь идет лишь о том, чтобы продлить ее агонию. Нет также надежды и на городских дачников, покупающих дома для летнего времяпрепровождения – это дело сезонное.
«За 2010 год к нам насовсем переехали 10 человек из Иваново и Москвы, — рассказывает глава администрации Введенского сельского поселения Ирина Найденова. — Своего хозяйства у них нет, обходятся маленьким огородом». Она говорит, что таких переселенцев постепенно становится больше. При этом чаще всего люди отдают предпочтение деревням с проведенным газом и желательно асфальтированными дорогами, а также обращают внимание на живописность мест.
Тем не менее наличие обратных переселенцев имеет свои плюсы - у местных жителей появляется стимул держать скотину и зарабатывать на продаже молока и мяса, говорит Нефедова. Она полагает, число таких переселенцев будет постепенно увеличиваться.
Спасение деревни в том, чтобы вернулась молодежь, мыкающаяся в городах на небольших зарплатах. «Сейчас назад практически никто не вернется, ведь все места, где можно работать, — в магазине, школе, больнице, доме престарелых или сельсовете, — уже кем-то заняты, — говорит бывший деревенский житель Роман. — Можно устроиться в контору, занимающуюся лесозаготовкой, но для этого надо быть очень сильным физически и здоровым».
Но даже если местный житель молод и здоров, найти заработок ему практически невозможно. «Сельское хозяйство стало индустриализованным, появились различные агрохолдинги, и такое количество людей, которое было задействовано при колхозах, уже не нужно, — объясняет Дмитрий Бадовский. — Высвободилась огромная масса деревенских жителей, для которых нет работы».
Насчет агрохолдингов – отдельная песня. Сразу вспоминается тот, которым владели известные теперь на всю страну кущевские бандиты-предприниматели Цапки. Да и от других слышать приходилось, что агрохолдинги – структуры часто криминальные, когда бывшие (и действующие) районные бандиты скупают по дешевке окрестные земли и начинают заниматься на них сельскохозяйственным производством привычными им методами. В агрохолдинги уехавшая молодежь, отлично понимающая, что к чему, возвращаться не станет – будущее батраков ей неинтересно.
Привлечь ее может только фермерство. Оно же и способно остановить отток. Впрочем, по кущевским же событиям известно, что тамошние агрохолдинги всячески давили на фермеров, пытаясь получать с них если не землю, то дань.
В возрождение деревни верят и сами фермеры. «В Америке и Германии семейные фермы очень крепко стоят на ногах, там шесть-семь поколений подряд занимаются одним и тем же делом», — приводит пример председатель совета Ассоциации фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Вячеслав Телегин.
Быть фермерством в России — занятие непростое, мешает масса бюрократических препон. «Например, раньше фермеров регистрировали как юридических лиц, но с 2003 года стали регистрировать как индивидуальных предпринимателей, — рассказывает Телегин. — А они по закону не имеют права вести племенное животноводство». Большинство фермеров, которые были зарегистрированы до этого срока, эти проблемы не затронули, в отличие от тех, кто завел хозяйство недавно.
Развитие фермерства упирается в отсутствие господдержки. За последний год, когда стала действовать программа по поддержке малого бизнеса и желающие открыть свое дело получали порядка 60 тысяч от государства, количество фермеров увеличилось на 124 тысячи, говорит Телегин. «Многие хотят начать заниматься фермерством либо расширить уже имеющееся хозяйство, но взять кредит не могут из-за того, что им нечего предложить в залог, — рассказывает эксперт. — У кого-то не оформлена в собственность земля, у кого-то устаревшее оборудование».
На 1 января 2011 года в России зарегистрировано 304 тысячи фермеров. «Сейчас в системе всего агропромышленного комплекса страны фермерство — самый динамично развивающийся сектор», — говорит Вячеслав Телегин. Девять коров — и в доме достаток.
Наглядный пример – Надежда Дикова и ее муж. Они доказывают, что жить в деревне и зарабатывать вполне реально. Около 13 лет назад семья Диковых променяла Ростов-на-Дону на деревню Захарово в Ивановской области. Сейчас подворье состоит из девяти коров и девяти телят. Чтобы успеть и за скотиной присмотреть, и в огороде, и дом не запустить, время у Диковых рассчитано по минутам. Шестиклассница Настя и Никита, который учится в четвертом классе, моют и поят животных, затем Надя и ее муж приступают к процессу доения. Работают в четыре руки.
Молоко, творог и сметану возят на «Жигулях» три раза в неделю в райцентр и два раза — в соседний поселок. «Чистыми получается порядка 60 тысяч рублей в месяц», — делится Надя. Диковы не жалеют о смене прописки. «Не представляю, как бы жили, если бы пришлось работать на кого то, — говорит Надежда. — В ближайшем городе Шуя средняя зарплата — 5–6 тысяч рублей, разве на это семью прокормишь?»
Комментарии читателей Оставить комментарий
"Не будет деревни-не будет России", а в нашем районе Калужской обл.(Некрасовского ПО) уже наступил конец деревне : за 10 лет вымерли все (кроме нескольких доживающих свои дни стариков -в основном ,ветераны ВОВ). Нет ни детей, ни молодёжи, ни коров, ни собак. Не осталось ни одной женщины, способной родить. Последний в районе молодой парень -Сергей Куренков- был убит пьяным охотником (сколько получил охотник?- правильно : 2 года "условно",поскольку -ветеран ФСБ).
Почему все вымерли?
И поля, и леса -ВСЯ ЗЕМЛЯ давно продана-перепродана калужским князькам-депутатам (господин Рыбак),каким-то тайваньцам, и заложена-перезаложена в банках. 10 лет ни где в районе НЕ ПАХАЛИ И НЕ СЕЯЛИ! Все поля давно заросли берёзой. Был в районе один фермер , да сжигали его 3 раза ,лет 15 о нём уж не слыхать.
А что делать крестьянам без земли - только пить. А это - пожалуйста : пока было кого спаивать , привозили из Калуги тоннами самогон специальный - настоянный на табаке и на каких-то таблетках (что-бы сильнее действовал) , и продавали его за копейки ,а то и "в долг" - только пей ( продавцы эти -на джипах и в основном - с погонами). Теперь всё - конец ! Некого больше спаивать!
В райцентрах ситуация не многим лучше - население уже практически заменено кавказцами и азиатами. И не говорите про общемировую урбанизацию ! - в результате такой "урбанизации" лет через 5 от России останется только правительство на Рублёвке ,сидящее на нефте-газовой трубе, а вокруг тысячи километров вымершей земли !
Жаль селян конечно!Жили, жили люди теперь выживай как угодно...помощи от государства нет,а то что на деревню выделяется все разворовывается чиновниками! Здыхай,хочешь бомжуй так путинцы решили, деревня не нужна а если точней народ!
Деревня «Титьки»
Испокон веку, во глубине Сибирских руд, или во тьме тараканьей жила себе, не зная особого горя деревенька с названьем «Титьки». Жили там не шибко богато. Правда один мудрец сказал, Рассея бедная потому, што у ёй много земли, а ежели её продать, то продавший ея, станет жить долго и счастливо. Прозвище своё село получило за коровок, а магёт быть и за голосистых девчат, деревенских певуний. Апосля, как сейчас говорят, перевороту в 17-ом годе, названье у нашей деревни часто меняли. Большевики прозвали «Красные титьки», при Хруще-кукурузнике «Титьками имени ХХ съезда КПСС», При Ильиче-2, сменили на «Брежневские титьки», а в честь Мишки-меченого стали звать «Титьки с человечьим лицом», ну а опосля энтой страсть какой демократичной революции 91 года, стали кликать - «Рыночными титьками». А вот когда наступила уж полная свобода, колхоз в ентих «Титьках» совсем захирел. Председатель запил, ну а когда он чуток оклемался, то сразу начал суетно искать деньгу, чтоб восстановить порушенное хозяйство, но ему показали …дулю, т.е. денёг не дали. В своём приёмнике с батарейками, он чегой то там наслушалси, и назначил себя Премьером, независимого Правительства села «Свободные титьки». Энтот председатель колхозу - Пётр Лукич, или Петька, сын хромого конюха Луки, учился грамоте и чуток мог читать и писать. Но с ним приключилась этакая болезнь, по-научному «анурез» называют, он «пысался» в постелю, за это его девчата дражнили. От позору он вешался, но сорвался и убёг на фронт второй германской войны. Затем геройски возвернулся, и стал председателем. Ну, а больше было некому. За пьянки, драки и другие безобразия его ругали, но всё адно, избирали председателем. Он стырил последние деньги в колхозной кассе, купил себе мотоцикл «Урал» с коляской, а дочери Лидке, кооперативную квартиру в районном центре. На собрании правления, стало быть, надумали отнять у него должность и портфель, но за него вступился дед - Степан Цыцка, старый большевик, говорят, сам лично видал Ленина. Он сказал, - да нехай Петька руководит, красть и так уж болей нема …чего. Это решение и затвердили. А мог назначить себя и Президентом «Титек». Из оставшихся денёг, Петька заказал в городе латунную вывеску «Премьер», как «Банк Москвы», и повесил её на правлении. И всем сказал, что ежли он, когда и помрёт, то его жинке, рыжей Верке, по Президентову указанию, как и Наине, дадут огромную пенсию, которую будет получать вся его родня до …десятого коленца. В начале 50-х годов прошлого веку, в деревню вроде, как случайно забрёл человек, был он тверёзый и в круглых, как у Якова Свердлова очках. Назвалси он Николаем Гореловым, сказал, что бухгалтер, а в лесу заплутал, и тут на него напали лихие людишки с кистенями, и отобрали документы. Попросил поесть, да так в селе и …остался. Апосля 93 года, старикам хотели отменить пенсии, сказали, что они полудурки, и не на ту власть горбатились, а на 9 мая, ветеранам войны не дали продзаказ, - банку кильки в томате и пакет гречки. Но зато бухгалтеру таперича, стали приходить переводы, да посылки, подписанные по-арапски, там были куриные ножки, от Буша, кофий и другая снедь. Но самое главное, большая квадратная бутылка висок (такой иноземный самогон), вроде как жертве кровавого сталинского режиму, но почему-то на имя Наума Горелика, да ещё открытка с музыкой и написано, надо прибыть на митинг, и почтить память …Соловецкого камня на Лубянской площади. А где тот камень и площадь, не указали. Вечерами бухгалтер с Премьером, напивались до чёртиков. Премьер сердито хрустел огурцом, тупо уставившись на портрет Президента, и грубо молчал, ну прямо, как Фроськина коза Зойка. Бухгалтер сморкался в платок, плакал, говорил, что его хотели репрессировать, за растрату из-за любовницы, но он убёг, и ваабче он рано народился и опередил своё время, а сейчас с его талантом он мог бы стать …большим человеком. В деревне осталось всего-то пять домов, а в них коротали свой век старики, самому молодому было 80 годков. Всё уже давно было продано и пропито, вместе с молочными бидонами и электропроводами. Но как-то в село заглянули мордатые, стриженые, как новобранцы, парни на автомашине, с намалёванными волчьими клыкастыми мордами. На их бычьих загорелых шеях, блестели золотые цепи, как у шелудивого пса Трезорки. Они заглянули в правление, пошушукались с Премьером, затем вывели его в «дребадан» пьяного под белые рученьки на крыльцо и объявили, что теперь они и есть законные хозяева деревенского кладбища, и что все покойники задолжали им по штуке «баксов», с рыла и …пропали. Зимой, в прошлом годе помёр 86-летний Вилен Ивашкин сокращённо В.И.Ленин. До энтой свободы, он был парторгом колхоза. Так хоронили его всем селом. Вилена хватил «эклектический удар», он упал с печки, пролил ведро с водой, примерз к полу, да так горемыка и лежал цельную зиму с поднятой вверх рукой, может слово, какое хотел сказать людям. Ну, а когда на него примеряли домовину, то рука так и торчала, как у памятника Ленину, что стоит перед центральной усадьбой колхоза «Правильной дорогой идёте товарищи!». Согнуть её не смогли, пришлось отломить, и положить рядом. Одели его во френч-сталинку, послевоенный китель из материалу диагональ, только вот ордена с медалями, кто-то …стибрил. Одет он был в рваные носки, да в валенки проеденные молью. В ентой обувке хоронить его было как-то и не по-христиански. Поэтому знатная, при Лазаре Кагановиче, доярка «Герой соцтруда» баба Дуня подарила ему ботинки своего сына Тольки Кавыркина, погибшего в 1969 годе, за остров «Дамаскин», что на Амур-реке. Ботинки были ненадёванные, 47 размеру, но они упирались в крышку гроба и мешали её закрыть. Тогда ноги ему загнули и связали верёвкой. Так и отвезли его сердешного на погост, по свежему снежку на саночках, как в блокаду в Ленинграде. Ох, и таскать вам, болезные, своих стариков, не перетаскать. А был ещё в наших «Титьках», Лёха Матерухин, срочную он служил на военно-морском флоте, …дизелистом. Ну, и рукастый же был малый, …просто моченьки нету. Как-то с деревенскими мужиками он поспорил на литровку, что соберёт из ржавого трактора «Беларусь», Ижевского доильного аппарата, да из старой немецкой швейной машинки «Зингер» самоходку, которая будет работать на самогоне-перваче, и собрал-таки. На ней он лихо пахал односельчанам землю на приусадебных участках под картошку, ну а они, ясный хрен, платили ему сельской валютой, - самогоном. Так и сгорел Лёха, синим пламенем от её, энтой проклятой, вместе со своей конструкцией, которую он ласково называл - «дэффузия». Курил видать на кровати ночью пьяный, да заснул, так хату и спалил дотла, что даже и косточек от него не осталось. Вот ведь подфартило парню, и хоронить не надо. А другие старики сами как-нибудь перемрут и …усыплять не надо.
Студёнай февраль 2011 года Ёрничающий отморозок - Додик Гимпелевич
Какие там русские? Они давно свои паспорта за социалку отдали.Если на "новой родине" они ничего не добились,то кому они нужны были в "лихие 90-тые"?Вот иностранцы которые приехали с деньгами и бизнес-планами нормально устроились,землю можно было за копейки взять,документы и трудовую многолетнюю визу тоже практически без проблем получить,чуть "подмазал" председателя и весь колхоз на тебя за копейки будет пахать со всей своей техникой.Вообще бред про то что городской "американец" попрется в российский колхоз не выдерживает никакой критики,да и не очень ясно какую они хотели получить помощ от государства,паспорт российский получить проблема только для тех кто в свое время лил грязь на страну чтобы западники им пособия выдавали.Это конечно никогда не забывается.А остальные могут взять российское гражданство или вид на жительство и тусоваться в России хоть вечно,это в Москве ими будут хоть иногда интересоваться,а уж в Нечерноземье до них вообще никому дела нет.Работай!Кто тебе мешает?Дом даже нахаляву дадут,их там навалом забитых стоит.
Российская деревня – это территория узаконенного пролонгированного рабства. Было время , когда она как болото насыщало страну продовольствием, гния и задыхаясь от непосильного труда. Возьму тех же Романовых. Батька учетчик, обмерял работу трактористов. Влачил жалкое существование. Дети теперь по городам осели. В Москве работают юристами, консультантами и пр. В деревню приезжают на кладбище. Родных помянуть. Для них деревня умерла. И Ваш опус, а вокруг на многие километры зеленеют ухоженные поля с культиваторами и комбайнами, о том же.