Сочи ждет Европу в гости

Некоронованная курортная столица России Сочи живет в эти дни подготовкой к крупному международному событию – саммиту Россия-Евросоюз.
На центральной площади города репетируют дети, только что высаженные в клумбы цветы вот-вот расцветут. Впрочем, последнее сделано не столько в утеху высоким гостям, сколько в преддверии открывающегося курортного сезона.
Город, привыкший к наплыву отдыхающих, впервые принимает международный форум столь высокого уровня и потому сталкивается с некоторыми трудностями. В Сочи, например, всего одна сквозная магистраль, пронизывающая город вдоль всего побережья. И если в Москве люди привыкли относительно спокойно относиться к мигалкам и кортежам, то для Сочи это настоящее бедствие. А прибывающих отдыхающих сочинцы тоже не хотят никак ущемлять. И потому к приезду высоких гостей обновили практически все дорожное полотно.
Итак, 25 мая здесь откроется уже 17-й по счету саммит Россия-Евросоюз.
Image:02.jpg|ес10
Image:01.jpg|ес10
Image:03.jpg|ес10
Image:04.jpg|ес10
Традиция этих форумов берет начало с мая 1998-го, когда в британском Бирмингеме состоялся первый такой саммит. Обычно эти форумы собираются два раза в год, весной в России, а осенью в стране, председательствующей на тот момент в ЕС. При этом местом проведения встреч с «российской пропиской» становилась, как правило, Москва. Исключением был лишь петербургский форум 2003 года, да вот предстоящая сейчас встреча в Сочи.
Первые саммиты Россия-ЕС по большому счету носили протокольный характер, во всяком случае, с точки зрения внешнего наблюдателя, не посвященного в тайны «скрытой» дипломатии. Серьезных проблем стороны предпочитали не затрагивать, ограничиваясь преимущественно декларациями о готовности к дальнейшему развитию сотрудничества в разных сферах. Впрочем, даже в те «приснопамятные» времена европейцы не упускали возможность пожурить Россию за ту же Чечню. Но в целом, повторим, саммиты конца 1990-х – начала 2000-х напоминали (если уподобить этот диалог реалиям шахматной игры) дебютную стадию сложнейшей партии, в ходе которой гроссмейстеры еще только готовили позицию для дальнейшего сражения.
А начавшаяся игра, надо отметить, стоила свеч, и не только из-за особого веса обеих партнеров в мировой политике. Взять хотя бы чисто экономическую составляющую партнерства. На долю стран ЕС приходится более половины внешнеторгового оборота России и почти две трети накопленного иностранного капитала в отечественной экономике. Россия, в свою очередь, занимает пятое место в списке стран - экспортеров в ЕС, возглавляя при этом перечень поставщиков в Европу природного газа и находясь на второй позиции по поставкам европейским потребителям нефти и нефтепродуктов. Уже одно это обстоятельство сулило сторонам в обозримом будущем по крайней мере пристальное внимание друг к другу.
И постепенно российско-европейская партия перешла в стадию миттельшпиля. Начиная с 2003 года серьезнейшему разбирательству были подвергнуты, в частности, проблемы калининградского анклава России, обострившиеся после присоединения к ЕС прибалтийских государств. На последующих саммитах сторонам удалось достичь договоренности по таким вопросам, как присоединение России к ВТО, согласование четырех «дорожных карт», определяющих ныне вектор взаимодействия сторон в разных сферах отношений, и т.д. и т.п. Особое значение придает ныне Европа и энергетическому диалогу с нашей страной.
Однако если формирование общего экономического пространства Европы (одной из четырех «дорожных карт») - при всех противоречиях во взаимоотношениях сторон – все более наполняется практическим содержанием, то пока ничего сопоставимого с этим не наблюдается в согласовании тех же вопросов внутренней и внешней безопасности. Более того, с присоединением к Евросоюзу 10 новых европейских государств негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС только усилилось. Чего стоили, например, те же намерения европейских чиновников приравнять Россию – по статусу партнеров ЕС – к граничащим с Европой североафриканским странам.
Омрачают российско-европейские отношения и многие другие проблемы. Это и неурегулированность вопросов пассажиро- и грузоперевозок между основной Россией и Калининградской областью, и ущемления прав русскоязычных меньшинств в прибалтийских государствах, и, конечно же, попытки ЕС перекроить постсоветское пространство по своим меркам, вопреки интересам Москвы. Словом, проблем хватает.
Тем не менее те же объективные реалии соседства диктуют необходимость развития взаимовыгодного сотрудничества. На предстоящем саммите в Сочи, в частности, уже намечено подписание Соглашений об облегчении визового режима и реадмиссии между Россией и ЕС.
«Мы планируем подписать в Сочи 25 мая два соглашения, работа над которыми полностью завершена», - сообщил в четверг в интервью РИА «Новости» помощник президента РФ. Целью соглашения об упрощении визового режима является, по словам спецпредставителя российского президента по вопросам развития отношений с ЕС Сергея Ястржембского, «упрощение на основе взаимности выдачи виз для пребывания на срок не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней гражданам РФ и Евросоюза».
Согласно проекту соглашения, диппредставительства и консульские учреждения оформляют многократные визы сроком действия до пяти лет членам национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов, супругам и детям, не достигшим возраста 21 года.
Многократные визы сроком действия до одного года оформляются членам делегаций, которые принимают участие в официальных встречах, консультациях, переговорах или программах обмена. Такие же визы оформляются предпринимателям и представителям организаций предпринимателей, регулярно совершающим поездки, а также водителям, осуществляющим международные пассажирские и грузовые перевозки, лицам, участвующим в научной, культурной или творческой деятельности, в том числе в университетских и других программах обмена, участникам международных спортивных мероприятий, журналистам, участникам официальных программ обмена между породненными городами.
В соответствии с проектом соглашения о реадмиссии (возвращении нелегальных мигрантов) Россия обязуется принять гражданина своей страны, а также прибывших из РФ граждан третьего государства или лиц без гражданства, в случае если они «не соответствуют или перестают соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории запрашивающего государства-члена». Аналогичное обязательство берет на себя и Европейский Союз в отношении своих граждан, а также прибывших в Россию граждан третьих стран или лиц без гражданства с территории ЕС, в случае если они «не соответствуют или перестают соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории Российской Федерации».
Кроме подписания этих двух соглашений, на сочинском саммите ожидается, что стороны начнут переговоры о заключении нового соглашения Россия-ЕС, которое было заключено еще в 1997 году и срок действия которого истекает 1 января 2007 года. Как отметил в связи с этим посол России при ЕС Владимир Чижов, новый документ будет предусматривать, в частности, более гибкий механизм сотрудничества.
Комментарии читателей Оставить комментарий