Социальной ответственности-да, уравнительному социализму-нет!

Последствия мирового финансового кризиса неизвестны, они зависят от ряда факторов. Одни успокаивают, другие пугают. Вывод один - надеяться на лучшее, готовиться к худшему. Избавляться от излишнего патернализма: если государство вырулит - здорово, а если нет - значит надо действовать исходя из собственных возможностей. Роль Церкви в таких ситуациях огромна. Это и слова «городу и миру», и реальные социальные проекты.
Какие же социальные проекты может реализовать Церковь в подобных ситуациях? Рецепт известен – это приходские общины и братства. Они должны наконец появиться в каждом храме. И об этом должны задуматься те священники, которым ранее было недосуг, - если ситуация, не дай Бог, зайдет слишком далеко, «просто так» «батюшке» так, «как раньше», давать уже не будут. А вот если есть сплоченный приход - вырулить можно.
Христианская солидарность. Немецкие протестанты, не желающие подчиняться «правилам толерантности», согласно которым каждый работодатель должен в обязательном порядке брать на работу к себе в компанию представителей религиозных и сексуальных меньшинств (не имея возможности их уволить, не будучи обвиненным в ксенофобии), организовали свои христианские биржи труда. Надо подумать, подходит ли нам такой опыт в прямом смысле, не приведет ли он православных в гетто в своей же стране, но частично такой опыт может быть реализован. Такие «православные биржи труда» могут быть реализованы при каждом приходе, тем более миссионерском.
Богатые прихожане должны помогать бедным, причем не в форме «совка» - когда делят и раздают, а в форме «помощи не едой, а удочкой», в том числе с помощью рабочих мест. В том числе создания новых рабочих мест. Те общины, что имеют свое производство, в ситуации краха нынешних торговых сетей могут сделать экономический прорыв - открыть на территории приходов продовольственные магазинчики, где они будут торговать своей же продукцией. И новые рабочие места создадут, и цены демпингуют, и поспособствуют освобождению российского сельского хозяйства от импортной зависимости. А когда кризис кончится, «Рамсторы», «Пятерочки» окажутся в надежных и предприимчивых православных руках, не испугавшихся кризиса. Так что социальной ответственности - да, а вот уравнительному социализму - нет! Это один из примеров.
Есть и другие варианты - конвертация приходского сельского хозяйства в конкурентоспособную отрасль церковной экономики, это всего лишь пример. Другим такой примером может быть издание доступной и покупаемой апологетической литературы с выходом именно в светскую книготорговую сеть и т. д. Именно Церковь реально может дать рецепт национальной модернизации, которая может быть эффективной только на основе традиции. Опыт православной модернизации должен быть востребован. Действительно, русские монастыри были центрами технологической революции. На Соловках были построены уникальные ирригационные системы, на Валааме - первые в России кузницы. Как известно, задачей монашества является "умное делание", труд и молитва. "Умная молитва" и создание компьютеров нового поколения - вот идеал современного монастыря. "Силиконовая Фиваида" вернет Россию на путь технологической модернизации.
Воплощение идеи христианской экономики возможно. Мало того - необходимо. Это единственный путь, который примирит отношения труда и капитала, работодателя и рабочего. Это единственная альтернатива "дикому капитализму", той отвратительной ситуации, как сейчас, когда, например, беременные женщины просто выбрасываются из частных предприятий. Речь идет не о какой-то особенной "православной экономике" - экономические законы объективны, и альтернативы рыночной экономике нет. Весь вопрос, какая модель рыночной экономики - промышленно-технологическая или компрадорски-сырьевая - будет реализована в России. Но православие может и должно принести свою этику в рыночную экономику.
Именно религиозная мотивация будет стимулом к социальной справедливости (например, во многих православных катехизисах прямо написано, что удержание законной платы наемному работнику есть грех, вопиющий об отмщении к Небу), к бережному отношению к природным ресурсам, да и друг к другу и к стране (не убий, не укради). Мало того, двадцатый век дал нам поразительные примеры такой экономики. Например, архиепископ Антоний (Храповицкий), великий русский богослов, будучи волынским архиепископом, учредил при Почаевской Лавре банк, который выдавал малороссийским крестьянам подъемные кредиты, и вывел миллионы малороссийских крестьян из-под экономической зависимости от финансово сильных диаспор, и сделал Волынь зоной процветания и политической стабильности. Без благословения почаевских духовников ни один кандидат в крае не мог попасть в Государственную Думу России, никаких правых и левых экстремистов в области не было, ибо из под их ног была выбита почва, а просветительская работа была огромной - тираж «Почаевских листков» превышал 2 миллиона!
Другой пример - наш великий православный святой Серафим (Муравьев) Вырицкий, до пострижения был крупнейшим меховым торговцем России. Он создал общество кредита на доверии, где сделки заключались без бумаг, он достойнейшим образом оплачивал и заботился о своих работниках, кормил тысячи нищих Петербурга. Очевидно, что все это должно быть востребовано сейчас. Востребовано той частью экономической и политической элиты, которая понимает, что отсутствие православной этики в экономике, «волчьи законы» уничтожат и эту элиту. Если эти здоровые силы не только осознают это, но и начнут создавать кусты такой здоровой экономики, как это делал преп. Серафим Вырицкий, помогут в просвещении общества идеями и опытом тех православных святителей, которые думали и реализовывали идеи воцерковления экономической жизни, тогда будет шанс создать в России сильную процветающую экономическую систему, которая немыслима без религиозных основ.
В международной политике только Церковь может дать верный ориентир. Россию разрывают любители присоединить ее к кому-либо. Между тем в крупнейших цивилизационно-культурных системах, протестантской, секулярно-глобалистской, исламской Россия - это провинция. И только в системе координат восточно-христианской цивилизации Россия несет столичные функции, способна быть субъектом, а не объектом мировой политики, ибо без сильной России страны православной традиции останутся маргиналами в мировой политике, а Православие будет отброшено на обочину борьбы идей и смыслов. Создание международной «Организации Православная конференция» со своими политическими и экономическими структурами - вот каким должен быть ответ России на геополитические катастрофы последнего времени!
Россия уже является «энергократической империей», которая протягивает свои нити в Европу, Азию, по всему азимуту. Газопроводы строятся в Европу, Китай, Корею, Пакистан и т. д. В четвертом веке от Рождества Христова святые отцы Церкви воцерковили государство, Римскую империю, античную культуру. Не побрезговали, не стали говорить, что им все равно, что будет на земле, что они «вне политики». Благодаря им христианство распространилось по дорогам Римской империи, бывшим ее технической гордостью. Теперь пришло время, чтобы святая православная вера распространилась по всему миру по нитям «Газпрома». Православная «энергократия» позволит России вернуть свое великое место в мире, свои столичные функции, ибо только в восточнохристианском ареале Россия несет свои столичные функции. Во всех остальных геополитических и георелигиозных проектах - исламском, американо-протестантском, католическом, секулярно-европейском - Россия либо провинция, либо ее нет вообще. Реализация понятна - в государствах, через которые проходят пути российских энерготрасс, и в государствах-потребителях не просто строятся православные храмы, но создаются интеллектуальные и миссионерские центры.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Нам подбрасывают ложные пути решения вопроса. Россия находится на такой стадии, как факшистская Германия. С той лишь разницей, что Гитлер провозглашал: "Германия над всем", у нас ничтожное меньшинство провозгласило лозунг- "олигархи над всем"- всё остальное- ничто. Должно прийти сообщество государств и всех олигархов опредлить, как нацистских преступников. Там был Нюрбегский процес, в нас Московский. Просто так награбленное воры в Законе не отдадут, а социальная справедливость- это реальность нами прошляплена и оплёвана с подачи Горбачёва и Ельцина.
Много утопично, но в основе правильно. Бизнесмен, именующий себя православным. должен не просто стоять со свечкой в храме, но в первую очередь подчиняться христианской этике в том числе в бизнесе, основные положения которой были сформулированы в известных документах Русских соборов.
Ну как же несовместимы?
А притчи Христовы - там сколько бытовых примеров из хозяйства и бизнеса? Большинство.
Общеизвестная притча о талантах (это где один талант в землю зарыли), например.
А торгуют не в храме а на рынке.
Православие и торгашество несовместимы. Гоните торговцев из храма!