«У нас никогда не было оснований считать Януковича пророссийским политиком»

9 июля президент Украины Виктор Янукович отмечал свое 60-летие. Это, бесспорно, является формальным поводом для того, чтобы еще раз попытаться оценить роль этого политика в российско-украинских отношениях. Сразу скажу, что у нас никогда не было оснований считать Януковича пророссийским политиком. Он, скорее, проукраинский политик, кем, собственно говоря, и должен быть глава суверенного государства. Вопрос состоит лишь в том, насколько он готов выполнить свои обязательства и предвыборные обещания перед собственным электоратом, т. е. перед жителями юго-востока Украины. Кстати говоря, последние тоже не столько ориентированы на российские геополитические интересы, а, скорее, добиваются лишь того, чтобы на Украине их не считали людьми второго сорта.
'''Янукович стоит перед определенной дилеммой'''
По сути, основная политическая миссия Януковича могла бы состоять в том, чтобы именно эта часть Украины почувствовала себя полноправным участником общегосударственного проекта. В том числе за счет реализации собственных культурно-языковых прав. К сожалению, идея о том, что приверженность русскому языку как родному и языку общения не является проявлением нелояльности по отношению к украинскому государству и совместима со статусом хорошего гражданина, пока не имеет общенационального консенсуса. Так что в этом плане нынешним украинским властям еще предстоит многое изменить.
Другой важный вопрос связан с предоставлением большей самостоятельности регионов. Как известно, Виктор Янукович шел на президентские выборы под знаменем федерализации страны или по крайней мере разумной децентрализации (включая избрание народом областного руководства и предоставления регионам больших компетенций и полномочий). Реализация этих положений была бы важна не только для избирателей, но и для Украины в целом. Не секрет, что это достаточно многообразная страна. Для того, чтобы поддерживать политическое единство это многообразие учитывать. И делать это легче всего за счет разумной децентрализации.
Здесь Янукович стоит перед определенной дилеммой. Потому что продвигать децентрализацию означает для него ослаблять свою собственную власть. К тому же пока нет никакой уверенности в том, что это этот процесс не приведет к каким-либо нежелательным эксцессам. Хотя если бы президент Украины пошел на предоставление большей самостоятельности регионам, это могло бы быть отнесено к числу необратимых результатов его правления. Потому что времена меняются, президенты приходят и уходят, но есть какие-то опорные, системные вещи, такие как статус и уровень самоуправления регионов, остаются. Наконец, третья группа вопросов связана с украинским бизнесом, который нуждается в притоке инвестиций. Как из России, так и из Европы и США. Не менее важным является расширение доступа на внешние рынки. Для того чтобы решать эти вопросы одновременно и с Россией, и с Европой украинский президент вынужден практиковать ту самую пресловутую «многовекторную» политику.
'''Это классическая «кучмистская» модель: «донецкие деньги - западэнская идеология»'''
Что касается российско-украинских отношений, то для их развития некоторой «точкой необратимости» стало бы создание нескольких крупных совместных холдингов в тех отраслях, где промышленная кооперация критически важна для обеих сторон. Опять же это те узы, которые не удалось бы развязать тем политикам, которые могут прийти на смену Януковичу с совершенно иной политической программой.
То, что президент Украины в первую очередь озабочен реализацией своей экономической программы, отдавая гуманитарную сферу на откуп политикам из националистического лагеря, не вызывает у меня особого удивления. В принципе, это классическая «кучмистская» модель. Видимо, гравитация украинской политической системы такова, что она начинает все больше склоняться к прежней схеме «донецкие деньги - западэнская идеология».
Безусловно, этот расклад нас никоим образом не устраивает. Проблема в том, что юго-восточный проект не имеет для Украины своей полноценной идеологической и культурной надстройки. Формировать ее Янукович просто не собирается. Это означает, что российское руководство должно озаботиться данной проблемой, более активно включая гуманитарные вопросы в повестку дня российско-украинских отношений. В ситуации, когда юго-восток не имеет собственного поставленного голоса в идеологических, культурных и гуманитарных вопросах, Москва должна говорить по этим темам собственным голосом. Чтобы пусть и в корректном ключе, но постоянно держать их в фокусе внимания. Так делают все уважающие себя европейские нации в отношении своего культурно-языкового наследия, а также соотечественников и единомышленников за рубежом.
Комментарии читателей Оставить комментарий
15.07.2010 12:02СВ13.07.2010 14:13Михаил
Полностью с Вами согласен. Каждый из нас в переписи населения, да и в любом соцопросе, на вопрос о национальности и о родном языке, отвечая "украинец" ("украинский"), тем самым помогает нашим угнетателям, которые намерены в украинском государстве полностью искоренить русский язык, на котором думает (разговаривает дома) большинство граждан Украины. .
.
Да действительно. Скажите в вас уже много искоренили?
Разговаривать по русски уже не можете?
Тогда вас действительно жаль...
Ух как "угнетатели" распоясались!
15.07.2010 12:32СВ
Но вот в России уровень жизни выше, чем в Украине. Если бы это было не так, то не украинцы бы ездили на заработки в Москву, а россияне в Киев. Да и русское наследие в Мировой культуре и науке...
Или кто-то возразит?
.
Просто РФ продает газ и Украина покупает. Вот и вся разница в уровне жизни.
14.07.2010 22:48P*13.07.2010 14:13
Михаил ///Кстати сегодня украинцем быть не престижно, сегодня «украинец» ассоциируется в Европе с нищим, убогим, как раньше «албанец». Да и сама Украина сегодня нищая и убогая, другое дело Россия./// Про Россию пожалуйста поподробнее. Что там такого чего тут нет?
Ребята, когда пишете до до маразма пожалуйста не опускайтесь. Ну не солидно.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Совсем уж принижать Украину действительно не стоило. Но вот в России уровень жизни выше, чем в Украине. Если бы это было не так, то не украинцы бы ездили на заработки в Москву, а россияне в Киев. Да и русское наследие в Мировой культуре и науке...
Или кто-то возразит?
13.07.2010 14:13Михаил
Полностью с Вами согласен. Каждый из нас в переписи населения, да и в любом соцопросе, на вопрос о национальности и о родном языке, отвечая "украинец" ("украинский"), тем самым помогает нашим угнетателям, которые намерены в украинском государстве полностью искоренить русский язык, на котором думает (разговаривает дома) большинство граждан Украины. Кстати, в Австро-Венгрии, проводя переписи населения, национальность записывали, исходя из того, на каком языке ГОВОРИТ человек, а не из его фамилии, крови, гражданства, места жительства его предков и т.п.
14.07.2010 22:39 Р*
... На Украине есть песня со словами " Сам пью, сам гуляю, сам наливаю и сам лягаю", Вы сам себя насмешили.
*
...а что Сердючка уже не катит, со словами - щЕ нэ вмерла Украина, если мы гуляем так ?;))
Или печаль Гоголя накрыла "самостийцев" ?
А вед сколько было иллюзий, в ожидании счастья с Запада !;))